#7 Предметные истории. Мебель из кабинета и резиденции Маршала Г. К. Жукова

Письменный стол. Из кабинета Командующего Уральским военным округом
Кожаное кресло. Из резиденции Командующего Уральским военным округом

Из экспозиции «Урал – фронту»
Музей истории и археологии Урала

Старший научный сотрудник Борис Кошелев показывает в действии индукционную катушку Румкорфа (трансформатор, который изобрели во Франции в 1852 году) и демонстрирует первый в мире сеанс радиосвязи, который в 1895 году в Санкт-Петербурге провел Александр Степанович Попов.

Вы узнаете, что представляют собой искровые системы связи, служившие с конца XIX века вплоть до Второй Мировой войны, какие слова впервые в мире передали по радиосвязи и что думал о русском изобретателе радио немецкий физик Генрих Герц.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха
Башкирская посуда для кумыса
Женский праздничный наряд
Черный нож бойца УДТК
Первый в мире радиоприемник А. С. Попова

Автор видео – Никита Михненко

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#6 Предметные истории. Первый в мире радиоприемник А. С. Попова

Прибор для обнаружения и регистрирования быстрых электромагнитных колебаний. Образец 1895 года. Модель

Из экспозиции «Изобретение радио»
Музей радио имени А. С. Попова

Старший научный сотрудник Борис Кошелев показывает в действии индукционную катушку Румкорфа (трансформатор, который изобрели во Франции в 1852 году) и демонстрирует первый в мире сеанс радиосвязи, который в 1895 году в Санкт-Петербурге провел Александр Степанович Попов.

Вы узнаете, что представляют собой искровые системы связи, служившие с конца XIX века вплоть до Второй Мировой войны, какие слова впервые в мире передали по радиосвязи и что думал о русском изобретателе радио немецкий физик Генрих Герц.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха
Башкирская посуда для кумыса
Женский праздничный наряд
Черный нож бойца УДТК

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

За здоровый образ жизни

26 мая – 30 июня 2020 года

Книжная выставка в Информационно-библиотечном центре СОКМ

Проблема наркомании  – сложная и многогранная. Это, прежде всего, проблема личности, семьи, не сумевшей воспитанием подготовить ребенка к жизни и ее соблазнам, самостоятельности в принятии решений.

Эрнст Неизвестный. Оттепель

19 марта – 31 августа 2020 года

К 95-летию всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного

В экспозицию к юбилею Эрнста Неизвестного вошли как его работы, так и произведения друзей скульптора: Виталия Воловича, Германа Метелева, Бориса Жутовского, Миши Брусиловского, Геннадия Мосина, Алексея Казанцева. В залах разместились реконструкции мастерских Неизвестного в Москве (на Сретенке и у «Проспекта Мира») и знаменитой выставки в Манеже, которую 1 декабря 1962 года подверг жесткой критике первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.

Вы познакомитесь с советским периодом творчества Эрнста Иосифовича (1956–1976) и других мастеров той эпохи, через сюжеты о дружбе, общении и совместных проектах художников во время Оттепели узнаете, как неофициальное искусство в СССР начало определять тенденции культурных трансформаций.

Об Эрнсте Неизвестном:

Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график и философ – родился в Свердловске 9 апреля 1925 года в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898–1979) и Беллы Абрамовны Дижур (1903–2006), поэта и автора научно-популярных книг для детей.

В 1942 году в 17 лет Эрнст Неизвестный добровольцем ушел на фронт. Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта. 28 апреля 1945-го в Австрии получил тяжелое ранение, его ошибочно признали погибшим и за проявленный героизм посмертно наградили орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В 19461947 годах Мастер обучался в Академии Художеств в Риге, затем, до 1954 года, учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1977 году уехал жить в США, открыл собственную студию в Нью-Йорке. Работы Эрнста Неизвестного часто экспонируются на выставках, находятся в Сербии, Италии, Швеции, Швейцарии, США.

Умер 9 августа 2016 и похоронен на острове Шелтер Айленд (штат Нью-Йорк), где он жил и трудился до конца своих дней.

#5 Предметные истории. «Черный нож» бойца УДТК

«Черный нож» танкиста 10 Уральского добровольческого танкового корпуса.
Сталь, пластмасса, металл. Златоустовская оружейная фабрика, 1971 год

Из экспозиции «Урал – фронту»
Музей истории и археологии Урала

Вы рассмотрите в деталях легендарное оружие уральских танкистов — один из символов Великой Отечественной войны. Нож принадлежал механику-водителю УДТК Павлу Петровичу Логинову.

Историк оружия Константин Аникин рассказывает, что общего у ножа НР-40 со знаменитой финкой начала XX века, сколько «черных ножей» выпустили в Златоусте, как бойцы Уральского танкового корпуса (УДТК) использовали черные ножи на фронте и какие свойства роднят это оружие с современным молотком или зубилом.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха
Башкирская посуда для кумыса
Женский праздничный наряд

Автор видео Никита Михненко

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#4 Предметные истории. Женский праздничный наряд

Старообрядческий женский праздничный наряд.
Урал, конец XVIII – начало XX века

Из экспозиции «На одной земле, под одним небом»
Музей истории и археологии Урала

Вы увидите наряд, который молодые уралочки XIX века надевали на свадьбу или носили по праздникам, рассмотрите филигранное золотное шитье. Главный научный сотрудник Елена Белякова рассказывает, из чего состоял праздничный наряд, что такое душегрея, в чем секрет рубахи-рукава, как обычную нитку превращали в золотую и откуда пошло слово «канителиться».

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха
Башкирская посуда для кумыса

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#БезДистанции: саперная лопатка из Пышмы

Саперная лопатка со Сталинградского фронта.
Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта

В годы Великой Отечественной войны Пышминский край был глубоким тылом. Бои шли далеко. Но Пышминский музей хранит реликвии с мест боев: каски, винтовочные и снарядные гильзы, осколки снарядов, котелок, винтовочные штыки, пряжки ремней, горстка земли с мест Сталинградской битвы. Все это привезли в 1970 году тогда еще в Комнату боевой славы Пышминской средней школы, из которой в 1977 году появится музей, ветераны 40-й гвардейской стрелковой дивизии. В составе этой дивизии воевали более 50 пышминцев. Много лет с неизбежным волнением сотрудники музея рассказывают о них посетителям музея, особенно детям.

Один экспонат первым приковывает взгляд и вызывает особое волнение – старая, ржавая саперная лопатка с пулевыми пробоинами. Ее история порой кажется невероятной! Об этой истории писала Пышминская газета «Знамя Октября» 9 ноября 1982 года.

В июне 1970 года, к 25-летию Победы, организовали слет однополчан 40-й Гвардейской Енакиевско-Дунайской стрелковой дивизии. Ее ветераны, в том числе девять человек из Пышминского района, встретились там, где дивизия приняла свой первый бой в 1942 году – на высоком берегу Дона у станицы Сиротинская, на Сталинградском фронте.

Вот что вспоминал потом один из участников слета, ветеран дивизии Сергей Иванович Сенцов, из села Тимохинское Пышминского района:

«Прибыли мы на слет в станицу Сиротинскую, где приняли в 1942 году на крутом берегу Дона первый бой, с волнением обняли друзей-однополчан, вспомнили события почти тридцатилетней давности. Как сейчас перед глазами наш минометный расчет: первый номер И. Е. Терехов из Черемыша, второй номер – я сам, третий – Н. Н. Слёзкин из Трифоново (это все деревни Пышминского района). В один день мы были призваны и воевали вместе под Сталинградом. До минометной батареи довели боевое задание: на нашем участке фронта должны пойти в наступление до 200 танков, и задача минометчиков – отсечь от танков наступающую пехоту. И вот, чтобы не прозевать подход фашистских бронированных машин, меня послали на нейтральную полосу. Как только заслышу я гул танковых моторов, должен сразу же дать выстрел из ракетницы. Долго лежал я на нейтральной полосе, однако танков так и не дождался (как потом оказалось, они обходным маневром двинулись на соседний участок фронта). А на нашем участке противник открыл массированный артиллерийский огонь. И меня тяжело ранило…».

И вот тогда. в 1970-м году, Сергей Иванович Сенцов вместе с товарищами отыскал свой окоп. Спрыгнул в него, копнул носком ботинка землю. И вдруг носок уперся в какой-то предмет. Осторожно окопал руками вокруг и… вытащил саперную лопатку с пулевыми пробоинами.

«Братцы! – закричал. – Так это же моя! Как уполз тогда на нейтральную полосу, так все снаряжение и оставил в окопе, чтобы легче ползти было. После ранения отправили в медсанбат. А в моем окопе, видно, кто-то оборонялся, прикрывался от пуль моей лопаткой, видите, сразу три пробоины…».

Теперь лопатка – одна из реликвий музея, немая свидетельница ожесточенных боев за Сталинград.

#БезДистанции: гармонь-участница трех войн из Асбеста

Гармонь Н. Т. Лескина. Асбестовский исторический музей

Никифор Тимофеевич Лескин – участник трех войн. Он родился в 1914 году в Сухоложском районе Свердловской области. В 1936 году его призвали в армию, в 181 артиллерийский полк, где Никифор Тимофеевич служил сперва курсантом, а затем командиром орудия (до 1939 года). В январе 1940 года сержанта запаса Лескина снова призвали на службу. Он участвовал в боях с белофиннами в составе 61 отдельного мотомеханизированного батальона, был командиром мотоотряда. В августе 1940-го вернулся с Финской войны.

С августа 1941 года Никифор Лескин воевал в составе 2014 зенитно-артиллерийского полка, командиром орудия. Великая Отечественная война для него закончилась 9 мая 1945 года. Но 9 августа 2014 зенитно-артиллерийский полк перебросили в Японию, и для Никифора Тимофеевича началась третья война – с японцами… Он вернулся домой только в мае 1946-го. Получил награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны II степени», медали «За Оборону Москвы», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».

Во всех войнах с ним была неразлучна боевая подруга – гармонь, которая сохранилась до наших дней. Сам Никифор Тимофеевич дожил до 79 лет и умер в День Победы, 9 мая 1993 года.

#БезДистанции: фото улицы Уральской в Асбесте

Фотографии улицы Уральской. Асбестовский исторический музей

Уральская в городе Асбесте – одна из самых красивых улиц, на которой расположены исторические здания, культурные и административные учреждения. Она была любимым местом прогулок генерального директора комбината «Ураласбест» А. А. Королева и Л. М. Кагановича, недолгое время жившего в Асбесте. Жителям города и сегодня нравится прогуливаться по улице, а туристы непременно хотят увидеть Дворец культуры и скульптуры авторства Эрнста Неизвестного.

Великая Отечественная война наложила на город тяжелый отпечаток. Лучшие городские здания в годы войны перестроили под заводские цехи. После окончания войны Асбест задыхался от перенаселенности и отсутствия надежного коммунального хозяйства.

В 1952 году городской Совет депутатов трудящихся утвердил первый послевоенный план развития Асбеста. Участь старого Асбеста была решена: гигантский асбестовый карьер поглотил старые улицы и подступил близко к городским кварталам.

Новая центральная часть города приходилась на улицу Уральскую, где уже в начале 1950-х годов силами военнопленнных начали возводить многоэтажные жилые дома и Дворец культуры. Поначалу их обнесли единым забором с колючей проволокой.

При строительстве Дворца культуры рядом разбили небольшой парк. В центре парка располагался фонтан, по периметру – пешеходные дорожки, множество клумб с цветами и скамейки.

К украшению здания Дворца культуры привлекли свердловских художников и скульпторов. Они сумели придать дворцу, построенному по типовому проекту, неповторимый облик. Перед фасадом дворца установили статуи муз, покровительниц науки и искусства. Авторы скульптур – коллектив молодых скульпторов, в том числе и знаменитый в будущем Эрнст Неизвестный.

До середины 1970-х годов улица Уральская служила деловым, культурным и официальным центром города. Даже сегодня центральная аллея с пешеходной дорожкой выгодно отличает ее от остальных улиц города. В центральный сквер удачно вписался памятник первооткрывателю Баженовского месторождения А. П. Ладыженскому.

В фокусе. Статуэтка Бодхисаттвы Майтрея

Бодхисаттва Майтрея. Статуэтка. Китай. XIX век

Материалы: бронза, литье, краска; атрибуты утеряны

Майтрея в буддийской философии является одновременно бодхисаттвой (существом, стремящимся к пробуждению) и Буддой будущего.

Согласно одному из ранних текстов традиции, Будда Шакьямуни посетил Майтрею на небесах Тушита и, возложив на голову собственный венец бодхисаттвы, поручил прийти на землю в качестве своего преемника. Среди явлений, которые должны предвещать появление Майтреи, перечисляют прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

В иконографии греко-буддийского искусства Гандхары, в первые века нашей эры, Майтрея был самым популярным персонажем наряду с Буддой Гаутамой. Широко распространился его культ в Китае и Японии. Это единственный бодхисаттва, который почитается всеми направлениями буддизма.

Майтрея изображен в одежде бодхисаттвы, сидящим «по-европейски», со спущенными с пьедестала ногами. Эта поза означает скорый приход в мир. Руки сложены на уровне груди в жесте «поворот колеса буддийского учения». Свойственные иконографическому образу атрибуты – сосуд с носиком (кундика) и колесо учения Будды (дхармачакра) – утеряны, как это часто бывает с дошедшими до наших дней буддийскими статуэтками. На прическе и короне Майтреи сохранилась краска. Изящно проработаны пальцы рук и ног с украшениями.

Статуэтку можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год).

Автор видео – Никита Михненко

#3 Предметные истории. Башкирская посуда для кумыса

Деревянные ковши для кумыса. Начало XX века

Из экспозиции «На одной земле, под одним небом»
Музей истории и археологии Урала

Главный научный сотрудник Елена Белякова рассказывает, в каких сосудах башкиры хранили кумыс, какой резьбой украшали деревянные ковшики для разливания национального напитка и как виртуозно вырезали цепи из цельного куска дерева.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#БезДистанции: «колодки» из Сысерти

Колодки. Сысертский краеведческий музей

Для каждой ситуации – для работы в горячем цеху, на покосе, для похода в церковь и для народного гуляния – уральцы использовали разную обувь. Она отличалась и от сезона, и от уклада жизни людей.

Большинство жителей поселка Сысертский Завод работали на железоделательном заводе и рудниках. Специальная, защитная рабочая обувь – «колодка» – берегла ноги от искр и воды. Подошву-«колодку» делали из дерева, прибивали к ним кольца или ремешки, чтобы удобно закрепить на обуви.