Версия для слабовидящих
Керчь – самый древний город России

20 июня – 21 октября 2018 года

Древняя история и археологические памятники античной эпохи и раннего средневековья, найденные на Керченском полуострове (Республика Крым)

Крым известен как археологическая сокровищница многих культур и народов разных эпох, античного и кочевнического миров, Востока и Запада. Одно из самых известных музейных собраний античных памятников – коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В его фондах более 200 тысяч предметов – в основном археологические находки, рассказывающие о Боспорском царстве – самом раннем государственном образовании, существовавшем на территории современной России.

Памятники, связанные с тысячелетней историей Боспорского царства, сохранилась в Государственном Эрмитаже и Государственном Историческом музее, Лувре и Британском музее. Наряду с ними Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник хранит лапидарную коллекцию, коллекции археологической керамики, керамических клейм, терракот, светильников, изделий из кости, металла. Эти артефакты вы увидите на выставке в доме Поклевских-Козелл!

Выставка подготовили Свердловский областной краеведческий музей и Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник (г. Керчь) при участии Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

По билету на выставку «Керчь – самый древний город России» вы также сможете увидеть выставку «Трагедия семьи… Трагедия Родины…»!

СМИ о выставке:

Эта история началась с письма в витрине Свердловского краеведческого музея. Документ — один из экспонатов выставки из музея Керчи. Написан по-итальянски, выцветшими чернилами на бланке с изображением Музея естественной истории на берегу реки Арно. Казалось, где Крым, а где Рим: что письму из Флоренции делать в Екатеринбурге на выставке из Керчи? 

Понадобилось полноценное журналистское расследование, чтобы узнать неизвестные подробности жизни уральских олигархов Демидовых и обнаружить во Флоренции малахит родом из Нижнего Тагила.

«Свердловский краеведческий музей представил новый выставочный проект «Керчь — древнейший город России», уникальный по многим параметрам. Впервые на не избалованном памятниками античности Урале показывают экспонаты из музея республики Крым, а именно, из Керченского музея-заповедника, которые по дороге к Екатеринбургу пересекли море по новому Крымскому мосту.
— Керченский мост, несомненно, привлечет большее внимание к археологии Северного Причерноморья, — считает профессор Алла Романчук, которая руководила Херсонесской археологической экспедицией уральского университета. — Археология имеет громадное значение, которое сказывается не только на сегодняшнем дне, но и на завтрашнем и далеком будущем.

Выставка крымских древностей на Урале задумывалась давно. Два года назад керченские музейщики впервые приехали в Екатеринбург, договорились о сотрудничестве, после в Керчи выставлялся художественный металл Урала из коллекции краеведческого музея, на фестивале в Керчи выступали уральские музыканты, и наконец-то в Екатеринбург привезли экспонаты из одного из самых известных собраний античных памятников — керамику, фрагменты статуй и строений, барельефы из импортного, с Лемноса, мрамора и известняка. На надгробиях можно рассмотреть, например, вооружение пантикапейских всадников, как они ездили верхом без штанов и стремян, посочувствовать горю отца, потерявшего сына или задуматься о преступлении, совершенном две тысячи лет назад. Единственной уликой остались стихи на надгробном памятнике Феодора: «Пусть моих убийц постигнет та же судьба, а родители, похоронившие меня, да наслаждаются жизнью».

— Мы «состарили» Россию на семьсот лет, — утверждает гендиректор Керченского музея-заповедника Татьяна Умрихина. — Ученый совет Института археологии РАН признал, что город Пантикапей (современная Керчь) основан в 610-690 годах до нашей эры, — таких дат в истории нашей страны не было. Керчь не только самый древний российский город, но и столица первого на территории страны Боспорского государства.

До 2014 года самым древним городом России считался Дербент в Дагестане, которому в этом году исполняется всего-то 2003 года.

— Пантикапей знаком каждому из нас по фотографиям в учебниках истории древнего мира. И сейчас у нас есть возможность видеть и воспринимать античность здесь, на Урале. Вероятно, многим пришедшим сюда захочется поехать в Керчь, это место вполне может стать туристической Меккой, — предположил на открытии выставки свердловский вице-губернатор Павел Креков — «двигатель и инициатор музейного сотрудничества», как его представила директор краеведческого музея Наталья Ветрова. — Я только что вернулся из Крыма, где меня впечатлило объявление на дверях Керченского музея, появившееся после открытия Крымского моста: «Музей отменяет выходные из-за резкого увеличения количества туристов».

Вклад свердловского музея в экспозицию — иллюстрации из книги Демидова, первого князя Сан-Донато, которые раскрывают один из аспектов исторических связей Крыма с Уралом. В 1837 году владелец уральских заводов Анатолий Демидов выехал из Парижа в Крымскую экспедицию. «Какая-то неодолимая потребность влекла меня к изучению стран, столь долго невозделанных и варварских», — признается олигарх на французском языке (русским он не владел) в предисловии к книге «Путешествие в Южную Россию» — своего рода отчете об экспедиции, изданном в четырех томах с прекрасными иллюстрациями за полмиллиона франков. Финансирование как издания, так и международной экспедиции обеспечил доход с демидовских заводов в Нижнем Тагиле, Невьянске, Каслях и Кыштыме.

Добравшись до Крыма, Демидов нашел Керчь «очень похожей на европейский город, который содержится в чрезмерной чистоте», а местный музей — превосходным: «Один из богатейших и замечательнейших музеев, какие мы когда-либо видали. Не исчислить надгробных камней всех времен, которые хранятся в этом прекрасном музее», — хотя мастерство античных скульпторов покритиковал: «Фигуры выделаны не очень бойко», — и предположил, что греки, закладывая Пантикапей, прислали в колонию не настоящих мастеров, а только учеников.

Два хвоста — две руки

К сожалению, в Екатеринбург не привезли самый выдающийся, по мнению специалистов, экспонат Керченского музея — античные солнечные часы в рабочем состоянии. Зато на Урал приехала, в частности, мраморная змееногая богиня.

Древнегреческий историк Геродот описывал ее как «некое существо смешанной породы». Согласно «отцу истории», полудева-полузмея (с женской верхней частью туловища и змеиной — нижней) подстерегла случайно заблудившегося в Причерноморье Геракла, принудила героя к любовной связи и родила трех сыновей — Геракловичей, из которых младший — стал родоначальником скифов. Позже, в европейском средневековом фольклоре таких хвостатых существ называли Мелюзинами или двухвостыми сиренами, или русалками и считали вводящими во грех речными духами женского рода.

В Пантикапее архитектурные украшения в виде мелюзин украшали крышу святилища, и одну такую привезли в Екатеринбург. Ее родная «сестра» значительно лучшей сохранности сейчас арестована судом Амстердама и с 2014 года находится на ответственном хранении в амстердамском музее Алларда Пирсона. Ее вместе с «золотом скифов» в 2013-м отправили в Германию и Голландию на выставку «Крым: золото и секреты Черного моря». После присоединения полуострова украинские власти потребовали вернуть 565 экспонатов из крымских музеев в Украину, музеи настаивают на возвращении коллекции в свои фонды. Два года назад окружной суд Амстердама вынес решение в пользу украинской стороны, которое Россия обжаловала. Апелляция еще не рассматривалась. По сообщению амстердамского музея, временное хранение экспонатов уже обошлось в 111 тысяч евро.

Список кораблей в деталях

«Родственники» другого экспоната («дороже золота», — говорит о нем профессор и академик Алла Романчук) хранятся в Петербурге. На раскопках помещения в Нимфее, под Керчью в 1982 году экспедиция Эрмитажа открыла несколько тысяч осыпавшихся фрагментов штукатурки с процарапанными рисунками кораблей, всадников, собак и с надписями на греческом. Самые крупные фрагменты остались в музее Керчи, а мелкие — увезли в город на Неве. Двенадцать лет реставраторы Эрмитажа кропотливо собирали этот «пазл» и только в 2009-м открыли новую экспозицию с двумя восстановленными стенами. Наиболее интригующим стало составленное из кусочков метровое изображение корабля с надписью на носу «Исида».

По названию и конструкции судна ученые предположили, что это могло быть изображение дипломатического визита — делегации из Египта Птолемеев к боспорскому царю Перисаду II, нанесенное на стены святилища морских богов. По другим версиям, корабль приплыл из Македонии или с Родоса. Научные споры все еще продолжаются, но многие считают, что в Нимфее раскопали не святилище, а что-то вроде матросского клуба, стены которого моряки украшали в меру своих сил и способностей. Два фрагмента стен этого самого «клуба», исчерканных 1700 лет назад, и привезли в Екатеринбурге.

Флорентийский след

Любопытный документ, связанный с научной деятельностью Анатолия Демидова, предоставил на выставку Нижне-Тагильский музей-заповедник. Это письмо на бланке Флорентийского музея науки: в 1844 году его директор Винченцо Антинори просит князя собрать для музея коллекцию уральских минералов.

— После издания книги, выдержавшей несколько изданий на семи языках, научная деятельность Анатолия Николаевича была широко известна. И вслед за Крымской экспедицией он собирался в экспедицию по Сибири, — рассказала «РГ» главный специалист Нижне-Тагильского музея Светлана Клат. — Все подготовительные работы были уже проведены, наметили срок — 1852 год, в Тагил выехал небольшой французский «десант». Но экспедиция не состоялась, Анатолия Николаевича подвело здоровье (подагра да и зрение ухудшилось).

Для исполнения письмо переслали в тагильскую контору. И, как выяснилось, в том же 1844-м минералы с Урала стремительно отправили во Флоренцию, 45 образцов с Урала фигурируют в каталоге музея 1844 года. Дар Демидова и сейчас выставляется в музее на берегу Арно: уральские турмалины, изумруды и малахит, платиновые и золотые самородки, один из которых из музея украли (в документах флорентийского музея печально отмечено, что «в январе 1867 был в витрине, а в ноябре того же года найден не был»).»

C 20 Июня
по 21 Октября 2018 года

мероприятие закончилось

Адрес, контакты

Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»
г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Для разворота карты нажмите

Остановка: Площадь Малышева
Автобусы1: 14, 25, 04, 2, 056, 057, 070
Троллейбусы: 3, 7, 17
Тел.: +7 (343) 376-47-62 (отдел по работе с посетителями, пн-пт 9:00-18:00), 376-47-93 (служба безопасности)
страница музея

Время работы кассы

Касса открыта до 19:00
Рассказать друзьям
Расскажите, как музей
может стать лучше?
Ждём ваших предложений