Орден Победы Георгия Жукова

3 – 23 сентября 2020 года

Впервые в Екатеринбурге – подлинный Орден «Победа» Георгия Жукова из собрания Центрального музея Вооруженных Сил!

Проект задуман в память о нерушимой связи Урала и одного из самых знаменитых полководцев Великой Отечественной войны. Орден «Победа» – высший советский военный орден, который учредили 8 ноября 1943 года. Согласно статуту, им награждали лиц высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Красной Армии.

Награда является очень редкой. За время ее существования прошло всего 20 награждений, и только три человека получили орден дважды: Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский и Иосиф Виссарионович Сталин. В числе кавалеров этого ордена есть и зарубежные выдающиеся деятели: американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, английский фельдмаршал Бернард Монтгомери, король Румынии Михай I, маршал Польши Михал Роля-Жимерский и маршал Югославии Иосип Броз Тито.

Орден создан по эскизу художника Александра Ивановича Кузнецова (автора Ордена Отечественной войны). По существу, это произведение ювелирного искусства. Выполненный из платины, золота и серебра, украшенный пятиконечной рубиновой звездой и бриллиантами общим весом 16 карат, он изготавливался не на Монетном дворе, как все остальные советские награды, а на ювелирно-часовой фабрике под руководством мастера высочайшей квалификации Ивана Федоровича Казеннова.

Именно Георгий Константинович Жуков стал первым военачальником, получившим эту награду 10 апреля 1944 года за освобождение Правобережной Украины, а второй такой орден маршал получил 30 марта 1945 года за успешное проведение Висло-Одерской операции.

Георгий Константинович провел на Урале пять лет (1948–1953) в качестве командующего Уральским военным округом и так запомнился жителям области, что до сих пор все, кто родился и вырос в здешних местах, знают о полководце и его пребывании в Екатеринбурге и окрестностях. Маршала народ обожал, и в 1950 году работники Ирбитского мотоциклетного завода выдвинули его на должность депутата Верховного Совета СССР. Во время предвыборной кампании Жуков много ездил по Уралу. Желающих увидеть героя войны было так много, что практически каждую встречу с избирателями Георгию Константиновичу приходилось проводить на улице. Он любил охоту и рыбалку, бокс и театр, катание на коньках и верховую езду, любил исполнять народные песни и играть на баяне с дочерями, внимательно относился к нуждам не только штаба, но и жителей колхозов (например, отправлял списанную из частей военную технику, переоборудованную для сельхозработ), а также завел крепкую дружбу с Павлом Петровичем Бажовым.

Орден «Победа» Георгия Жукова покидает стены Центрального музея Вооруженных Сил крайне редко. Это случай исключительный.

Также в экспозиции вы увидите раритет – подлинную штабную карту штурма Берлина из собрания музея – и краткие биографии всех кавалеров ордена «Победа».

Проект подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Центральным музеем Вооруженных Сил Российской Федерации Министерства обороны РФ, при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области и активном участии Уральского банка реконструкции и развития и Ингосстраха.

По билету на выставку вы также сможете посетить выставки «Плакат Победы… Долгое эхо войны» и «Эрнст Неизвестный. Оттепель».

Плакат Победы… Долгое эхо войны

29 июля – 1 ноября 2020 года

Кураторская видеоэкскурсия по выставке: 

К 75-летию окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и в память о военном поколении

В основе выставки – коллекция тиражированной графики из фондов Свердловского областного краеведческого музея, где хранится 252 плаката военного времени, различные по месту выпуска, тематике, размерам, манере исполнения. Первая часть проекта уже представлена в формате виртуальной выставки и стала одной из самый посещаемых онлайн-площадок Ночи музеев.

Уникальность выставке придает собрание, включающее в себя произведения местного плакатно-художественного искусства. Вы увидите немало рукотворных плакатов, выпущенных Свердловским отделением Художественного фонда СССР. Плакаты, следуя хронологии военных событий – с начала вторжения Германии и ее союзников в СССР 22 июня 1941 года до ее полной капитуляции 9 мая 1945 года, – отражали всю шкалу настроений и переживаний советских людей: гнев и боль, ненависть и смех, печаль и радость. Ясные и доходчивые, они помогали верить в скорую победу, сплачивали людей, вселяли в сердца отчаявшихся надежду. Сюжеты их были разные, но цель одна – победа над врагом! И советский военный плакат выполнил свое предназначение: он стал оружием, бойцом в строю и – одновременно – достоверным документом, хранителем памятных событий военных лет.

Виртуальная выставка «Плакат Победы…Долгое эхо войны»: plakatpobedy.tilda.ws

Российские дни леса

16 сентября – 20 сентября 2020 года

Приглашаем отметить в Музее природы экологический праздник, призванный привлечь внимание людей к проблеме сохранения лесов России и их рационального использования!

Программа Дней леса:

  • 16—18 сентября, 18:00—19:00

Экскурсия «Леса Свердловской области»

  • 16—20 сентября

— Выставка книг «О лесе детям и взрослым»
— Выставка «Шишка!»

  • 19 сентября, 12:00

— Посадка сортовых рябин на территории Музея природы
— Встреча со специалистами
— Обзорная экскурсия по экспозиции

 

День журавля

13 сентября (воскресенье) 2020 года, 14:00

Ежегодно во второе воскресенье сентября празднуется Всемирный день журавля. Приглашаем отметить этот экологический праздник в Музее природы!

Об интересных, запоминающихся фактах из жизни журавлей расскажет старший научный сотрудник музея Алексей Гурин. После беседы вас ждет экскурсия по экспозиции и рассказ о том, кого из ближайших родственников журавлей можно встретить в Свердловской области.

Журавль – одна из самых любимых народом птиц. Он является героем древних сказок, о нем сложены замечательные песни и стихи.

В наше время многие виды журавлей стали редкими. Города и пашни, магистрали, вырубка лесов и осушение болот вытесняют их с исконных мест обитания. Праздник «День журавля» – способ привлечь наше внимание к сохранению местообитаний. Сотрудники природоохранных организаций, учителя школ и руководители кружков юных натуралистов в этот день организуют праздники, лекции и даже театрализованные представления, чтобы рассказать о жизни этих птиц.

В начале сентября журавли собираются перед отлетом на юг в большие стаи. Их можно наблюдать на полях и во время пролета. В этот день удобно проводить учеты на местах осенних скоплений птиц.

Эрнст Неизвестный. Оттепель

Послушайте онлайн АУДИОГИД по выставке!

19 марта – 4 октября 2020 года

К 95-летию всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного

В экспозицию к юбилею Эрнста Неизвестного вошли как его работы, так и произведения друзей скульптора: Виталия Воловича, Германа Метелева, Бориса Жутовского, Миши Брусиловского, Геннадия Мосина, Алексея Казанцева. В залах разместились реконструкции мастерских Неизвестного в Москве (на Сретенке и у «Проспекта Мира») и знаменитой выставки в Манеже, которую 1 декабря 1962 года подверг жесткой критике первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.

Вы познакомитесь с советским периодом творчества Эрнста Иосифовича (1956–1976) и других мастеров той эпохи, через сюжеты о дружбе, общении и совместных проектах художников во время Оттепели узнаете, как неофициальное искусство в СССР начало определять тенденции культурных трансформаций.

Об Эрнсте Неизвестном:

Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график и философ – родился в Свердловске 9 апреля 1925 года в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898–1979) и Беллы Абрамовны Дижур (1903–2006), поэта и автора научно-популярных книг для детей.

В 1942 году в 17 лет Эрнст Неизвестный добровольцем ушел на фронт. Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта. 28 апреля 1945-го в Австрии получил тяжелое ранение, его ошибочно признали погибшим и за проявленный героизм посмертно наградили орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В 19461947 годах Мастер обучался в Академии Художеств в Риге, затем, до 1954 года, учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1977 году уехал жить в США, открыл собственную студию в Нью-Йорке. Работы Эрнста Неизвестного часто экспонируются на выставках, находятся в Сербии, Италии, Швеции, Швейцарии, США.

Умер 9 августа 2016 и похоронен на острове Шелтер Айленд (штат Нью-Йорк), где он жил и трудился до конца своих дней.

Ростропович – Неизвестный. Параллели

1 октября (четверг) 2020 года, 15:00

Тематическая программа-лекция в Международный день музыки

Речь пойдет об удивительных взаимосвязях творческих судеб легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича и выдающегося скульптора Эрнста Неизвестного, волею судеб оказавшихся в вынужденной эмиграции. Вы увидите редкие архивные фотографии и письма, фрагменты фильмов и услышите живую музыку.

Ася Чашкина. Посвящение…

14 августа – 20 сентября 2020 года 

Живопись и графика екатеринбургского художника и дизайнера Аси Чашкиной к 150-летию Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера и предстоящему 300-летию города Екатеринбурга

Анастасия Чашкина – художник, дизайнер, общественный деятель из Екатеринбурга. Окончила Уральскую государственную Архитектурно-художественную академию по специальности дизайнер интерьера (2004). В портфолио Анастасии реализованные разработки интерьеров в Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте, Югорске и Москве. Кроме того, она сотрудничает с телепрограммой «Школа ремонта» на телеканале ТНТ (Москва) в качестве редактора, сценариста и дизайнера. Ася Чашкина ведёт активную общественную деятельность: является членом правления «Уральского Битлз-клуба» и бессменной ведущей всех концертов и культурных вечеров, проводимых клубом. Занимается благотворительностью.

Живописью и рисунком Ася увлекалась всегда, но профессионально стала заниматься с 2010 года. Любимый жанр — портрет. Работает в разных техниках: графика, акрил, пастель, авторские техники. Участвует в выставках, проводит мастер-классы. С 2012 года по договоренности с личными представителями российских и зарубежных знаменитостей выполнила серию портретов: участников группы «Скорпионс», Аль Бано, Криса Нормана, Дмитрия Хворостовского, Лары Фабиан, Андрис и Илзе Лиепы, Андрея Макаревича, Алессандро Сафина, Леонида Парфенова, Армена Джигарханяна, Юрия Гальцева, Евгения Дятлова и других. Работы хранятся в частных коллекциях России, Италии, Великобритании, Израиля.

Ася – многоплановый художник, постоянно ищущий, совершенствующий свое мастерство.

Выставка представляет цикл графических и живописных работ, созданных в 2017–2020 годах, посвященных родному городу Екатеринбургу, – в основном, в жанре городского пейзажа. Автор выбирала то, что ей более всего по душе. У нее своя подача материала, изученного в городских архивах, свой взгляд на прошлое города глазами молодой женщины – художника. Ее работы – интерпретация архивного материала, которой не мешает близость к оригиналу.

Мир сам по себе – картина, а тот, кто обладает даром художника, умением видеть город с дистанции времени, создает своеобразную панораму города. Ася пробует «рассказать» про любимые места Екатеринбурга. Эмоциональность работ достигается удивительно острым, живым, теплым восприятием жизни и мастерством исполнения. Произведения Аси Чашкиной отличает изящная тщательная проработка, тонкое отношение к рисунку, которые помогают урожденному екатеринбуржцу открывать то, что напоминает ему о родном городе, иногороднему же зрителю – просто узнавать новое и подолгу рассматривать каждую работу. Палитра картин очень деликатная: не просто серые тона, а гармония, тонкий нейтральный цвет.

На выставке также можно увидеть артефакты, любезно предоставленные известным екатеринбургским коллекционером Сергеем Кашанским.

Репортаж о выставке в «Областной газете»: Исцеляющая сила любимого города. Екатеринбургу посвящается…

Песочный квест

Известно, что в условиях изобилия воспитывать детей очень трудно, так как ни у ребенка, ни у родителей нет необходимости в освоении детьми практических навыков. В результате дети, не имея достаточного жизненного опыта, молниеносно растрачивают родительские капиталы. Видимо, это хорошо понимали в семье Агафуровых, и Садретдин, выросший в богатой семье, был научен работать и еще в молодости стал надежным помощником в семейном бизнесе.

В этом году с помощью волонтеров Музейный клуб «Дом Агафуровых» начал благоустраивать северную часть двора, и вся площадка сейчас засыпана песком. Сотрудники музея разработали несколько видов квестов для детей разного возраста. Чтобы найти «клад» на площадке в 200 квадратных метров, детям придется на практике заняться измерениями, решить задачи на площадь и объем, применить свою наблюдательность и зрительную память.

Записаться на квест можно по телефону +7-908-633-55-48 (WhatsApp).

#18 Предметные истории. Трубки и мундштуки XIX века

Очередной экспонат в рубрике «Предметные истории» – курительные трубки и мундштуки XIX века из интерьерной экспозиции «Особняк дворян Поклевских» в Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл».

Старший научный сотрудник Эльвира Мамедова рассказывает, какие коллекции хранили в богатых библиотеках XIX века, из каких причудливых материалов создавали курительные трубки и как они устроены, что такое карбонизация и мундштук и почему чубук был гордостью хозяина дома.

Вы увидите старинные курительные трубки из бриара, морской пенки, слоновой кости, фарфора и чубуки, расшитые бисером.

Съемка – Никита Михненко, Михаил Шершнев.
Монтаж – Никита Михненко.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха
Башкирская посуда для кумыса
Женский праздничный наряд
Черный нож бойца УДТК
Первый в мире радиоприемник А. С. Попова
Мебель из кабинета и резиденции маршала Г. К. Жукова
Виктрола-ортофоник «ARAD»
Дореволюционные чайницы
Скульптура «Сердце Христа» Эрнста Неизвестного
Письменный стол селекционера Д. И. Казанцева
Трансформатор Теслы
Витражное окно дома Агафуровых
Конституция СССР как память об истории любви
Уральские сундуки
Медные платы Екатеринбургского монетного двора
Рояль из семьи Казанцевых

#17 Предметные истории. Рояль из семьи Казанцевых

Рояль. Санкт-Петербург, GENTSCH. XIX век. Из вещей, переданных в музей Г. Д. Казанцевой

Очередной экспонат в рубрике «Предметные истории» — раритетный рояль — друг семьи селекционера Дмитрия Ивановича Казанцева, который часто звучал в его мемориальном доме, ныне – Музее истории плодового садоводства Среднего Урала.

Вы увидите немецкий рояль, которому более 140 лет, и семейные фотографии семьи Казанцевых, узнаете, на каком музыкальном инструменте играл садовод Дмитрий Казанцев и почему его супруга всегда возила с собой старинный рояль.

Съемка – Никита Михненко, Михаил Шершнев.
Монтаж – Никита Михненко.

Другие сюжеты из рубрики «Предметные истории»:

Мансийский чум
Мансийская рубаха
Башкирская посуда для кумыса
Женский праздничный наряд
Черный нож бойца УДТК
Первый в мире радиоприемник А. С. Попова
Мебель из кабинета и резиденции маршала Г. К. Жукова
Виктрола-ортофоник «ARAD»
Дореволюционные чайницы
Скульптура «Сердце Христа» Эрнста Неизвестного
Письменный стол селекционера Д. И. Казанцева
Трансформатор Теслы
Витражное окно дома Агафуровых
Конституция СССР как память об истории любви
Уральские сундуки
Медные платы Екатеринбургского монетного двора

Великий кентавр

9 – 23 сентября 

Из Нью-Йорка в Женеву. Мини-выставка 

Выставка посвящена «Великий кентавр» одноименному монументу Эрнста Неизвестного.

В декабре 1997 года Эрнст Неизвестный передал монумент «Великий кентавр» в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве. 4,5-метровую монументальную композицию установили в парке Ариана, который окружает Дворец Наций.

На выставке впервые представлены фотографии из архива музея «Древо жизни» (Швеция), показывающие историю создания и путешествия монумента из США в Европу. Кроме того, в основной экспозиции музея можно увидеть уменьшенную бронзовую модель скульптуры «Великий кентавр» под названием «Кентавр указующий».

Человек света

2 сентября – 11 октября 2020 года

Персональная выставка Сергея Парфенюка (к 60-летию со дня рождения художника)

Особое место на выставке займут работы из серии, посвященной английской рок-группе The Beatles. Музыка легендарной ливерпульской четверки определила творческий путь Сергея Парфенюка, который вспоминал, что «осознанное желание стать художником пришло в 7 лет, когда впервые услышал музыку группы Битлз и тоже захотелось создавать что-то светлое, красивое, доброе…». Сергей Парфенюк не только написал портреты всех музыкантов, но и создал художественные композиции на темы их песен. В своей интерпретации музыки художник стремился передать чувство свободы, счастья бытия. Недаром, по одной из легенд, сэр Пол Маккартни, высоко оценив работы художника, предложил включить их в монографию о «битлах».

Парфенюк верил в связь времен и пространств. Во снах к нему приходили The Beatles, Сальвадор Дали, Поль Гоген. По признанию художника, зритель сам невольно становится соавтором его картин, его идей. Художник стремился дать возможность каждому стать наблюдателем его творчества и сделать для себя открытие: «Я просто носитель настроений. И зрителю хочется донести только позитив – Любовь, Свет —  каждая картина об этом…».

О Сергее Парфенюке:

Сергей Парфенюк (1960–2017) – уроженец Асбеста. С 1970 года принял участие в более чем 200 персональных городских, областных, всероссийских и международных выставках. С 1989 года – член творческого объединения «Вернисаж» художников Свердловска (Екатеринбурга). В 1990 году организовал творческое объединение «Плацкарт». С 2006 года стал почетным членом Уральского Битлз-клуба. Работы Парфенюка находятся в музейных и частных коллекциях России, Италии, Испании, Германии, США.