Сокровища гробницы Тутанхамона

23 июля – 10 ноября 2019 года

Удивительная выставка подготовлена Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и начинает свое путешествие по городам России!

5000 произведений искусства, найденные в гробнице великого фараона Тутанхамона в 1922 году, в четырех небольших камерах, поражают воображение. Все они хранятся сегодня в залах Египетского музея в Каире. Экспонаты выставки в Екатеринбурге – более 100 копий невероятных богатств Тутанхамона исключительного качества. Копии изготовили известные российские мастера, художники, музейные реставраторы.

Вы увидите шедевры, которые больше нельзя увидеть и в самом Каире, – уникальные воспроизведения тех памятников, которые значительно повреждены или утрачены во время революции в Каире в 2011 году.

Два главных шедевра египетского искусства – портретный бюст царицы Нефертити (оригинал хранится в Берлине) и погребальную маску фараона Тутанхамона – вы сможете рассмотреть вблизи только на этой выставке! 

Особое место на выставке занимают точные копии грандиозных золотых саркофагов и ковчегов Тутанхамона.

Предметы царского быта, парадная колесница и вооружение, статуи богов, магические украшения царской мумии и другие сокровища из гробницы Тутанхамона позволят оценить совершенство искусства Древнего Египта и понять, насколько хрупки шедевры из золотого фонда наследия человечества. Может быть, они вдохновят вас на путешествие к подножию египетских пирамид, чтобы увидеть подлинные великие памятники земли фараонов?

Фотографирование и экскурсия входят в стоимость билета на выставку.

Многоцветие татарской национальный культуры

19 июля – 22 сентября 2019 года

Палитра яркой и многообразной культуры татарского народа

Вы увидите 161 предмет из фондов Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

  • образцы современного национального костюма (сапоги, стилизованное булгарское платье) и предметы интерьера (подушки, деревянные куклы и другие), созданные мастерами татарских национальных центров;
  • традиционную обувь с орнаментом в стиле цветной мозаики (специфична только для татарского народа!): кожаные ичиги и тапочки с мягкой и жесткой подошвой, сшитые из цветной кожи;
  • кожаные подушки с растительным орнаментом;
  • перевязь – украшение наподобие ленты на матерчатой основе, которое носили через плечо (мусульманки обычно прятали тексты из Корана в специальные кармашки на перевязи).

Тканевые предметы быта часто украшали вышивкой с орнаментом. В основе татарского орнамента – цветочно-растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Основное место занимает растительный орнамент. Современные мастера создают одеяния, повторяя древние элементы, в качестве подарка либо для фольклорных и театральных представлений.

Основной мотив татарского орнамента – тюльпан, один из первых весенних цветов, символ возрождения. Цветок ассоциируется с именем Аллаха, ведь написание названия растения на арабском языке состоит из тех же букв, что и имя Бога мусульманского мира. Стилизованное изображение тюльпана можно увидеть на вышивках и обуви.

Экспозицию дополняют 60 работ участников арт-проектов Елабужского государственного музея-заповедника – заслуженных художников Татарстана и Башкортостана. Эти произведения искусства появились в результате международных симпозиумов на темы «Колыбельная – Бишек жыры», «Сказания о любви», «Обряды и обычаи», «Сакральность народных песен» и отражают обычаи и быт татарского народа.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера, Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник совместно с Министерством культуры Свердловской области и Министерством культуры Республики Татарстан

Виталий Волович. Старый Екатеринбург

31 июля – 1 сентября 2019 года, открытие 31 июля (среда) в 16:00

Выставка графических работ из собрания семьи народного художника РФ Виталия Воловича 

Виталий Волович родился в Спасске (Приморский край), однако, по признанию художника, Екатеринбург стал главным городом его творческой судьбы: «Здесь произошло всё, что должно было произойти в жизни каждого человека: любовь, профессия, друзья; здесь я испытал всё, что положено испытать: первые радости, первые творческие успехи, и была тьма неприятностей, потери друзей, потери близких. Я невероятно связан с этим городом кровными связями».

Идея зарисовать старый Екатеринбург, изобразить характер города, его атмосферу, его «музыку» и своеобразие пришла к Виталию Михайловичу после совместных этюдов с другом и художником Алексеем Казанцевым. Как вспоминал Волович, вместе с идеей возникло и осознание того, что они поздно начали рисовать старый Екатеринбург. Первые этюды были написаны только в 1975 году. К этому времени уже достаточно мало осталось от старого города, от его исторического облика.

Виталий Волович часто рисовал Свердловск-Екатеринбург, воспринимая его как «сложный организм». Каждый дом для него был живым, одухотворенным: «Меня интересует не столько конкретный дом, сколько – то состояние, которое я испытывал рисуя. Есть такая фраза: рисовать – значит любить. Я люблю этот город», – признавался художник.

Вы увидите оригинальные графические рисунки из серии «Старый Екатеринбург» разных периодов в различных техниках (карандашом и тушью), фотографии о жизни и творчестве Мастера из семейного архива художника.

Выставка подготовлена совместно с фотографом Евгением Воловичем, внуком Мастера

О Виталии Воловиче (1928–2018):

Мастер техники работы с тушью, акварелью, гуашью, темперой, линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графики.  Народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств, дважды лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1998, 2007), Почетный гражданин Свердловской области, Екатеринбурга и Ирбита.

Работы Виталия Воловича находятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Пражской национальной галерее, Моравской галерее (Брно), Музее современного искусства (Кельн), Музее И. В. Гете (Веймар), в ЕМИИ и других музеях и галереях Екатеринбурга, Ирбита, Барнаула, Кургана, Новосибирска, Омска, Перми, Саратова, в частных собраниях в России, США, Германии, Франции, Израиле, Австрии, Испании.

Реликвия царской семьи

с 19 июля 2019 года

Мини-выставка в Зале памяти династии Романовых

Жительница Екатеринбурга О. В. Мальцева недавно передала в Свердловский областной краеведческий музей ряд артефактов, главный среди которых – лента ордена Андрея Первозванного, принадлежавшая цесаревичу Алексею Николаевичу. Эту реликвию ее дед, Сергей Иванович Иванов, служитель Высочайшего двора – «лакей 1 разряда в комнатах Наследника Алексея Николаевича» – хранил всю свою жизнь. После его смерти и до последнего времени лента ордена оставалась в его семье. Сам орден исчез в числе других драгоценностей так называемого «Тобольского клада Романовых», о чем также повествует эта выставка.

На открытии выставки вы услышите рассказ об уникальной судьбе последнего хранителя ленты, приближенного царской семьи Сергея Ивановича Иванова, предками которого были простые крепостные крестьяне прославленного русского полководца А. В. Суворова.

40 000 лет и зим. Долгий сон мамонтенка Любы

6 июня – 14 июля 2019 года

Выставка в рамках программы из девяти выставочных проектов музеев Уральского Федерального Округа, подготовленных для Уральского культурного форума – 2019

В 2007 году в ямальской тундре нашли тело самого знаменитого на сегодняшний момент мамонта – маленькой Любы. Прожив не более трех месяцев, мамонтенок еще 42 000 лет пролежал в вечной мерзлоте у реки Юрибей, пока его не обнаружил оленевод Юрий Худи. С тех пор мамонтенок Люба – один из уникальных экспонатов главного музея Ямала.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Ямало-Ненецким музейно-выставочным комплексом имени И. С. Шемановского при поддержке Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа и Министерства культуры Свердловской области

Видеорепортаж о выставке («Областное телевидение»): http://www.obltv.ru/news/culture/v-ekaterinburgskom-muzee-vystavili-znamenitogo-mamontyenka-lyubu/ 

Сказы Бажова

26 июня – 28 июля 2019 года

Линогравюры студентов 1 и 2 курса отделения «Графический дизайн» и «Дизайн среды» Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра

38 линогравюр передают самобытную атмосферу самых известных сказов Бажова: «Малахитовой шкатулки», «Синюшкина колодца», «Серебряного копытца», «Огневушки-поскакушки», «Голубой змейки», «Хозяйки медной горы». Выставка приурочена к 140-летию Павла Петровича Бажова.

Павел Бажов был другом семьи Неизвестных, в 1940 году принимал Беллу Дижур, маму Эрнста Неизвестного, в Свердловское отделение Союза писателей СССР. В студенческие годы Эрнст Неизвестный создал бюст Бажова и после смерти писателя работал над проектом надгробного памятника.

Убежище Эрнста Неизвестного

2 – 28 июля 2019 года

В штате Нью-Йорк, на острове Шелтер Айленд (в переводе с английского «остров-убежище»), куда с большой земли можно добраться только на пароме, расположился дом-мастерская Эрнста Неизвестного. Здесь, в доме, построенном в начале 1990-х годов по собственному проекту, Мастер создал множество работ. В том числе – знаменитое «Древо жизни», которое ныне украшает вестибюль моста «Багратион» в Москве. К дому примыкает пруд и парк скульптур, в котором установлено около 30 работ Эрнста Неизвестного.

«Этот дом я создаю именно для своей работы, для своей скульптуры. Я хочу, чтобы он был органичным, гармоничным, очень динамичным, но устойчивым, потому что это не только дом для жизни, а прежде всего – для работы», – признавался Эрнст Неизвестный в интервью The New York Times.

«Убежище» стало последним домом для Эрнста Неизвестного. Эрнст Неизвестный похоронен в 2016 году на кладбище острова Шелтер Айленд. Согласно последней воле Мастера на его могиле нет никаких скульптур – только православный крест.

На мини-выставке вы увидите фотографии парка скульптур и интерьера дома, посмотрите библиотеку и гостиную, узнаете, в каких условиях работал Неизвестный в США, и сможете оценить масштаб созданных им в своем «убежище» произведений, среди которых – кентавры, тотемы и распятия.

От крестьянки до горожанки

26 июня – 31 августа 2019 года

Ворваться, окунуться в прошлое в наше время новых технологий и недосягаемого прогресса сложно, но очень хочется. То уютное, родное спокойствие, трудолюбивый быт, теплое родство мы находим только в старых фотоальбомах, когда рядышком на завалинке сидят наши далекие родные, и хочется присесть рядом, послушать их речи, песни. В Асбесте все это близкое-далекое собрано в творчестве участниц студии народного творчества «Домоделка» под руководством Марины Юрьевны Житник.

Уже десятый год каждое лето в Асбестовском историческом музее студия «Домоделка» организует композиционные выставки кукол, а горожане соприкасаются с жизнью предков, традициями уральского края и других регионов. Каждая выставка – это история бытования традиционной народной куклы и в то же время картинка жизни людей. В 2019 году наряды кукол отражают деревенскую жизнь простой девушки и городскую жизнь молодой дамы – горожанки. Одна из композиций воплотила образы известных героев сказов Павла Петровича Бажова и приурочена к 140-летию со дня рождения уральского писателя.

Детская программа «От крестьянки до горожанки»

1 июля – 31 августа 2019 года

Познавательная программа по народной культуре для детей дошкольного и школьного возраста

Ребята увидят выставку кукол студии «Домоделка», наряды которых отражают деревенскую жизнь простой девушки и городскую жизнь молодой дамы, прикоснутся к жизни наших предков, уральским традициям, познакомятся с обрядами, традициями и обычаями праздника Ивана Купала.

Творческий конкурс «Рисую образ милосердный»

24 июня (старт приема заявок) – 25 октября 2019 года (награждение)

Литературно–художественный творческий конкурс, посвященный 155-летию со дня рождения Великой Княгини Елизаветы Федоровны (в рамках Елизаветинского Фестиваля)

Номинация ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

— проза (рассказы, эссе, новеллы, зарисовки);
— поэзия (стихи рифмованные и «белые» сонеты);
— публицистика (очерки, статьи).

Номинация ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

— живопись (масляная, акварельная, пастельная, цветными карандашами и т. п.);
— графика (рисунок, гравюра, монотипия, в том числе и компьютерная графика);
— прикладное творчество (лепка (скульптура), чеканка, резьба по дереву, вышивка, флористика и другие).

Конкурс проводится по пяти возрастным категориям:

  • учащиеся 3-5 классов
  • учащиеся 6-8 классов
  • учащиеся 9-11 классов
  • студенты профессиональных организаций
  • взрослое население

Участие только личное. Групповые работы не допускаются.

Тема конкурсных работ – юбилей Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Победители и призеры конкурса в каждой номинации и возрастной группе получат дипломы. Работы победителей будут рекомендованы к участию в VIII Международном творческом конкурсе «ПАТРИОТ ОТЕЧЕСТВА». Все участники конкурса получат сертификаты участников.

Как принять участие в конкурсе? 

1. Заполнить заявку участника (приведена в Положении о проведении конкурса).

Положение о Конкурсе Рисую образ милосердный

2. Создать работу на заданную тему.

3. До 20 октября 2019 года на электронный адрес titeeva@uolemuseum.ru прислать заполненную заявку и скан или фотографию работы (в хорошем качестве – для проведения необходимого отбора лучших работ).

4. Ждать звонка организаторов конкурса, следить за новостными лентами музея, и, конечно, верить в собственный талант!

Участие в конкурсе бесплатное.

Тематическая экскурсия «Бажовский Урал»

22 июня (суббота) 2019 года, 14:00

На этой экскурсии вы не увидите ни одного портрета Павла Петровича Бажова и ни одного предмета, принадлежавшего ему, но весь разговор будет построен вокруг творчества уральского писателя.

На основе подлинных предметов постоянной экспозиции «Горный мир» мы постараемся раскрыть вопрос, насколько реалистично и полно в сказах Бажова до нас дошла действительность горнозаводского и «старательского» Урала. Любая литература обращается к фактам, и вместе с тем художественный текст имеет право обращаться с ними как хочет. Но в случае с творчеством Бажова для нас важно, с какими пропорциями краеведческой информации, мистического фольклора и классовой сознательности писателя мы имеем дело, ведь эти сказы уже давно вошли в область другой мысли – мысли об идентичности Урала и его жителей. Так из чего мы хотим сложить эту идентичность, и почему именно к Бажову обращаем свой взгляд?

Стоимость участия в экскурсии: бесплатно, необходимо только купить входной билет в музей (200 руб. – полный, 100 руб. – льготный)

Мастерская каменного века

14 июня – 7 июля 2019 года

Мастерская каменного века в пространстве выставки «Аркаим – древнее наследие Южного Урала» 

1. Мастер-класс по расщеплению камня (по средам, с 16:00 до 17:30)
Мастер-класс проводит археолог, и.о. заведующего отделом археологии Среднего Урала Евгения Николаевна Гончарова.
Приходить на занятие можно с 16:00 до 17:00, окончание занятия – в 17:30. Группа – до 10 человек одновременно, возраст детей – от 10 лет

2. Мастер-класс по лепке сосудов из глины (по четвергам, с 16:00 до 17:30)
Занятие проводит археолог, главный научный сотрудник отдела археологии Среднего Урала Светлана Николаевна Панина.
Приходить на занятие можно с 16:00 до 17:00, окончание занятия – в 17:30. Группа – до 20 человек одновременно, возраст детей – от 7 лет

3. Мастер-класс по плетению циновок из тростника (по пятницам, с 16:00 до 17:30)
Занятие проводит этнограф, старший научный сотрудник отдела археологии Среднего Урала Александра Павловна Косинцева.
Приходить на занятие можно с 16:00 до 17:00, окончание занятия – в 17:30. Группа – до 15 человек одновременно, возраст детей – от 7 лет

Участники мастер-классов узнают, что такое экспериментальная археология и как она помогает профессиональным ученым узнавать больше о жизни древних жителей Урала!

В указанное время участие в мастер-классе будет по цене входного билета в музей (200 руб. взрослый, 100 руб. детский). При желании организованные группы могут записаться на занятие в другое время по телефону +7 (343) 358-95-27 (стоимость для группы – 100 руб. с человека).