100 лет на страже порядка

с 3 ноября 2017 года

Выставка, посвященная 100-летию милиции, создана по инициативе и силами ветеранов Пышминского РОВД. Вы увидите экспонаты, фотографии, документы по истории Пышминской милиции.

Особенность выставки в том, что ее организаторы пошли на нарушение всех музейных правил и разрешили все предметы потрогать руками и примерить на себя. Хотите сделать фото в настоящей милицейской форме?

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ: 20–26 ноября 2017 года

Город наконец-то окутал пушистый снежный покров, а новостные порталы и социальные сети заполнили волшебные фотографии зимнего Екатеринбурга… Может быть, пришло время подумать о будущих новогодних праздниках и создавать себе должное настроение уже сегодня? А мы вам поможем!

Выставка «От Рождества к Новому году»

Фонды музея хранят множество праздничных артефактов! Вы увидите коллекцию редких новогодних игрушек, дореволюционных и советских открыток и елочных украшений. Узнаете, как отмечали Новый год и Рождество в селах и городах, как готовились к празднику, какие подарки дарили…

с 20 ноября, Музей истории и археологии Урала, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Лекция «Бальные увеселения, или «гвоздь программы»

Историк Ольга Бухаркина расскажет, как горожане веселились на балах в честь подзабытых сегодня зимних праздников (Татьяниного дня, Николиного дня и Горного праздника): в залах, декорированных под самоцветные копи и римские атриумы, со светящимися фонтанами, «золотыми» аукционами, моментальными лотереями и «живыми картинами».

23 ноября (четверг), 18:30, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Будьте в центре событий с нашей Афишей!

ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ: коллекция монет П.И. Тарасова

В 1907 году екатеринбургский купец и золотопромышленник и действительный член УОЛЕ (с 1893 года) Петр Иванович Тарасов пожертвовал Уральскому обществу любителей естествознания собственную коллекцию монет XVIII–XIX веков: начиная от эпохи Петра I и до времени правления Николая II. Из 2363 переданных монет коллекции больше всего (547 единиц) относились к периоду правления императора Николая I. Еще с 1901 года Тарасов, нумизмат-любитель, заведовал нумизматическим отделом музея УОЛЕ.

Значительная часть коллекции П.И. Тарасова пропала в годы революции, однако часть монет сегодня можно увидеть в экспозиции «Дары и дарители» Музейно-выставочного центра «Дом Поклевских-Козелл».

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ: 13 – 19 ноября

Ближайшая суббота для Екатеринбурга – исторический день рождения, а для вас – последний в этом году шанс увидеть музейные залы в глубоких сумерках. Тех гостей, кто стремится приобщиться к истории города не только в рамках очередной массовой акции, ждем на краеведческой лекции и презентации о «Масках скорби» в четверг, а желающих расширить географию своей культурной эрудиции – на вернисаже прямиком из Лихтенштейна.

Открытие выставки «Феномен Лихтенштейна: искусство музыки и живописи»

Что вы знаете об искусстве Лихтенштейна? Предлагаем узнать больше и для начала познакомиться с композитором Йозефом Габриэлем Райнбергером, воспитавшим плеяду музыкантов во всего мира, и также молодым художником Алексом Доллем, воплотившим музыку Райнбергера в живописи.

13 ноября (понедельник), 16:00, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Лекция «Умелый администратор Грамматчиков»

Третий городской голова, с которым «встретятся» слушатели лектория, – Владимир Грамматчиков, нетипичный «мэр» старого Екатеринбурга, которого сегодня назвали бы «эффективным менеджером». И не без оснований: именно он, например, организовал в Екатеринбурге однодневную перепись населения и создал Алексеевское реальное училище.

16 ноября (четверг), 18:30, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Презентация спецвыпуска журнала «ВЕСИ» об истории монумента «Маски скорби: Европа–Азия»

Через считанные дни Екатеринбург наконец обретет печально известный монумент «Маски скорби». Однако Художественный музей Эрнста Неизвестного представляет его авторскую модель уже несколько лет и вместе с журналом «Веси» готов вновь рассказать непростой путь скульптуры от замысла до воплощения в бронзе…

16 ноября (четверг), 14:00, Художественный музей Эрнста Неизвестного, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14

Акция «Огни Екатеринбурга: вечер музеев»

Как вам такой челлендж: обойти за один вечер с экспресс-экскурсиями почти все площадки Областного краеведческого в Екатеринбурге? А если не хотите торопиться, присмотритесь к специальным программам наших музеев: научитесь добывать огонь, создайте свою писаницу, рассмотрите графику Виктора Топоркова или совершите виртуальную прогулку по заповедникам Свердловской области!

18 ноября (четверг), 18:00–22:00, все площадки СОКМ в Екатеринбурге, кроме Музея радио им. А.С. Попова

Будьте в центре событий с нашей Афишей!

ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ: рабочая модель «Масок скорби»

Идея создания памятника жертвам политических репрессий появилась у Эрнста Неизвестного в 1950-е годы, однако воплотить ее в жизнь получилось только в начале 1990-х. Художник привез из Нью-Йорка в Екатеринбург гипсовую рабочую модель «Масок скорби», которая сейчас хранится в Художественном музее Эрнста Неизвестного. Сам монумент в бронзовом исполнении будет установлен в ноябре на территории мемориального комплекса на 12-м километре Московского тракта.

Лекция «Умелый администратор Грамматчиков»

16 ноября (четверг) 2017 года, 18:30

Третья встреча из цикла «Главы старого Екатеринбурга» посвящена Владимиру Грамматчикову – нетипичному «мэру» старого Екатеринбурга.

Сегодня его назвали бы «эффективным менеджером», а в XIX веке он не раз получил комплимент «умелый администратор». Карьера Грамматчикова нехарактерна для городского головы. Выходец из семьи горного чиновника (а не промышленника или купца, как чаще водится), горный инженер по профессии, на несколько лет он сумел подняться на пост – ни много ни мало – главного начальника Уральских горных заводов!

И даже покинув почетное кресло, он не остался без работы. Управленческий талант городского головы Владимира Грамматчикова оценили по заслугам. Именно он, например, организовал в Екатеринбурге однодневную перепись населения и создал Алексеевское реальное училище.

О лектории «Главы старого Екатеринбурга»:

Едва ли не ежегодно мы кого-то выбираем: депутатов, мэров, губернаторов… Каждый из руководителей города и региона обещает служить процветанию вверенной ему территории и благополучию ее жителей. А кто защищал интересы жителей Екатеринбурга 150 лет назад? Какие вопросы ложились на плечи глав старого города и так ли они отличались от проблем, актуальных для нас сегодня? Благодаря каким заслугам дореволюционные «мэры» вписали свои громкие имена в уральскую историю?

В год 250-летия первых выборов на пост городского головы Екатеринбурга кандидат исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимир Микитюк познакомит слушателей с самыми заметными персонажами дореволюционной политической элиты в уральской столице.

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету в музей (120 руб./взрослый, 70 руб. студентам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – бесплатная экскурсия по экспозиции «Особняк дворян Поклевских».
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-43-06.

Презентация спецвыпуска журнала «ВЕСИ»: «Маски скорби: Европа-Азия»

16 ноября (четверг) 2017 года, 14:00

В преддверии открытия монумента: история создания скульптурной группы «Маски скорби» в Екатеринбурге 

Специальный выпуск журнала «ВЕСИ» раскрывает этапы создания памятника, непростой путь монумента от замысла до воплощения в бронзе через уникальную источниковую базу: воспоминания, газетные статьи, переписку и редкие официальные документы с 1990 по 2017 годы, копии которых представлены в публикациях.

Реализации проекта «Масок скорби» в Екатеринбурге понадобилась четверть века. С момента возникновения идеи монумента прошло и вовсе почти 70 лет. Задумка создания памятника жертвам политических репрессий появилась у Эрнста Неизвестного в 1950-е годы, однако воплотить ее в жизнь получилось только в начале 1990-х. Скульптор привез из Нью-Йорка в Екатеринбург гипсовую рабочую модель «Масок скорби».

Повторить ее в бронзе тогда не получилось: возникли финансовые, бюрократические и идеологические трудности, подробно описанные в журнале. Согласия по данным вопросам удалось достичь только в 2017 году. Монумент в бронзовом исполнении установят до конца ноября на 12-м километре Московского тракта – он станет частью мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий.

В презентации примут участие:

  • Иван Дубровин, руководитель литейной мастерской «ДУБРОВИН»
  • Татьяна Богина, главный редактор журнала «ВЕСИ»
  • Ирина Грехова, заведующая Художественным музеем Эрнста Неизвестного
  • Сергей Погодин, председатель правления Клуба друзей ХМЭН.

Лекция «Бальные увеселения, или «гвоздь программы»

23 ноября (четверг) 2017 года, 18:30

О подзабытых зимних праздниках, балах в дореволюционном Екатеринбурге и «легкомысленной» благотворительности узнаем на третьей встрече из цикла «Праздники старого Eкатеринбурга».

Новый год, Рождество, День защитника Отечества – так выглядит тройка главных зимних праздников по мнению жителей XXI века. А 150 лет назад горожане разнообразили бы ответ на этот вопрос декабрьским Николиным днем, студенческим разгуляем на День святой Татьяны в январе и забытым сегодня, но специфично уральским Горным праздником в феврале.

Объединяли столь разные торжества балы, на которых горожане отнюдь не только отплясывали матчиш и кейк-уок. Как выглядели «живые картины»? Зачем проводили лотереи-аллегри? Что представлял собой – в прямом и переносном смысле – загадочный «гвоздь программы», вносивший веселое оживление в любое бальное торжество? Ответы расскажет историк Ольга Бухаркина!

Специальные подарки для наших гостей!
Вы увидите, как танцевали уральцы на праздничных балах, и услышите гимн студенческому веселью!

О лектории «Главы старого Екатеринбурга»:

Едва ли не ежегодно мы кого-то выбираем: депутатов, мэров, губернаторов… Каждый из руководителей города и региона обещает служить процветанию вверенной ему территории и благополучию ее жителей. А кто защищал интересы жителей Екатеринбурга 150 лет назад? Какие вопросы ложились на плечи глав старого города и так ли они отличались от проблем, актуальных для нас сегодня? Благодаря каким заслугам дореволюционные «мэры» вписали свои громкие имена в уральскую историю?

В год 250-летия первых выборов на пост городского головы Екатеринбурга кандидат исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимир Микитюк познакомит слушателей с самыми заметными персонажами дореволюционной политической элиты в уральской столице.

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц, по четвергам в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету в музей: 120 руб./взрослый, 70 руб. студентам и пенсионерам.
  • В 17:45 для посетителей лекции (при наличии входного билета) – бесплатная экскурсия по экспозиции «Особняк дворян Поклевских».

Феномен Лихтенштейна: искусство музыки и живописи

14 ноября – 10 декабря 2017 года, открытие 13 ноября в 16:00 (вход по приглашениям)

Международный выставочный проект в рамках Соглашения о сотрудничестве Свердловского областного краеведческого музея и Национального музея Лихтенштейна

Княжество Лихтенштейн – одно из самых маленьких государств на планете – по праву гордится и захватывающей красотой природы, и бесценным культурным наследием. В числе известных уроженцев Лихтенштейна – композитор, педагог, органист Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901).

Он родился в Вадуце (столица Лихтенштейна), в 5 лет начал брать уроки музыки у органиста Себастьяна Пёли. В 1846 году семилетний мальчик поступил на службу органистом в часовню Святого Флорина в Вадуце. Через пять лет юный музыкант отправился учиться в Мюнхен, где прожил почти всю жизнь.

С 1859 года Райнбергер работал в Мюнхенской консерватории, где преподавал игру на фортепиано, органе, композицию. У него учились музыканты со всего мира, многие из них стали известными композиторами, дирижерами или преподавателями: Людвиг Тюйе, Энгельберт Хумпердинк, Вильгельм Фуртвенглер, Джордж Чедуик, Горацио Паркер.

«Секрет большого успеха, которым поражал Райнбергер как педагог вплоть до своей кончины, кроется, прежде всего, в его методике, ориентированной на практику и черпаемой из практического опыта: по возможности избегать всякой теоретизации», – отмечал Теодор Кройер, ученик и первый биограф музыканта.

Таланту Райнбергера – педагога посвящена первая часть представленного выставочного проекта. Вы увидите письма и воспоминания его благодарных студентов, полные признательности и уважения к преподавателю, трогательные фотоснимки Й.Г. Райнбергера с учениками.

Свои первые произведения Райнбергер создал в 1850-е годы. Он писал фортепианные пьесы, симфоническую, оперную, хоровую музыку. Наиболее известны его сочинения для органа; некоторые из них сегодня входят в педагогический и концертный органный репертуар. А одному из произведений Райнбергера посвящено одноименное живописное полотно Алекса Долля AVE MARIA.

Алекс Долль (1990) – почетный академик Российской академии художеств,  самый молодой кавалер ордена «За служение искусству» – высшей награды Академии. Художник родился в Оренбурге, живопись и дизайн изучал в Москве (мастерская профессора А. Александрова), продолжил обучение в Школе искусств в Берне на отделении рисунка.

Выставочный проект подготовлен Свердловским областным краеведческим музеем совместно с Национальным музеем Лихтенштейна, Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Швейцарским информационным центром в Екатеринбурге при поддержке Группы «Синара».

Воспоминания о любви…

30 ноября (четверг) 2017 года, 19:00

Концерт камерно-вокальной музыки

И снова в доме Агафуровых зазвучат прекрасные голоса! На этот раз – под аккомпанемент пианино, принадлежавшего заслуженной артистке РФ Тамаре Радченко (это новый подарок музею от семьи артистки).

Елень Велижанская (сопрано)
Клавдия Башкирцева (сопрано)
Маргарита Мазитова (концертмейстер)

Гравюры Доре

18 ноября 2017 года – 20 января 2018 года

Графика французского художника Гюстава Доре из фондов Ирбитского музея народного быта