Эрнст Неизвестный. Оттепель

19 марта – 16 мая 2020 года

К 95-летию всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного

В экспозицию к юбилею Эрнста Неизвестного вошли как его работы, так и произведения друзей скульптора: Виталия Воловича, Германа Метелева, Бориса Жутовского, Миши Брусиловского, Геннадия Мосина, Алексея Казанцева. В залах разместились реконструкции мастерских Неизвестного в Москве (на Сретенке и у «Проспекта Мира») и знаменитой выставки в Манеже, которую 1 декабря 1962 года подверг жесткой критике первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.

Вы познакомитесь с советским периодом творчества Эрнста Иосифовича (1956–1976) и других мастеров той эпохи, через сюжеты о дружбе, общении и совместных проектах художников во время Оттепели узнаете, как неофициальное искусство в СССР начало определять тенденции культурных трансформаций.

Об Эрнсте Неизвестном:

Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график и философ – родился в Свердловске 9 апреля 1925 года в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898–1979) и Беллы Абрамовны Дижур (1903–2006), поэта и автора научно-популярных книг для детей.

В 1942 году в 17 лет Эрнст Неизвестный добровольцем ушел на фронт. Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта. 28 апреля 1945-го в Австрии получил тяжелое ранение, его ошибочно признали погибшим и за проявленный героизм посмертно наградили орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В 19461947 годах Мастер обучался в Академии Художеств в Риге, затем, до 1954 года, учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1977 году уехал жить в США, открыл собственную студию в Нью-Йорке. Работы Эрнста Неизвестного часто экспонируются на выставках, находятся в Сербии, Италии, Швеции, Швейцарии, США.

Умер 9 августа 2016 и похоронен на острове Шелтер Айленд (штат Нью-Йорк), где он жил и трудился до конца своих дней.

В фокусе. Статуэтка божества Ваджрадака

Ваджрадака. Статуэтка. Китай. Конец XVIII века

Материалы: темный металл, краска

Ваджрадака – гневное божество огненных ритуалов очищения (огненной пуджи) северного буддизма. Подобными ритуалами монахи этой традиции завершали периоды затворничества или длительной медитации. Ваджрадака изображен сидящим на однолепестковом лотосовом троне, со скрещенными ногами. В руках, перекрещенных на уровне груди, он держит ваджру и колокольчик. Эти ритуальные предметы несут в себе большую символическую нагрузку: например, символизируют метод и мудрость.

Голова Ваджрадаки откинута назад, открытый рот «скалится в пространство». Борода, судя по всему, состоит из огненных завитков (это свойственно буддийской иконографии), покрыта красной краской. Ей же раскрашена корона из пяти черепов и огненные волосы, собранные на макушке в пучок в виде ваджры.

Украшения – дискообразные серьги, ожерелья и браслеты – также отмечены красной и зеленой краской. На коленях и спине божества видна шкура тигра, в которую он одет.

Статуэтку можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год), а теперь она, как и предыдущие предметы, опубликованные в рубрике «В фокусе», после реставрации в музейных мастерских готовится к путешествию на выставку «Магия Востока» в Елабуге.

Автор видео – Никита Михненко

#1 Предметные истории. Мансийский чум

Чум (стилизованная модель)

Из экспозиции «На одной земле, под одним небом»
Музей истории и археологии Урала

Чум — традиционное жилище народа манси. Главный научный сотрудник Елена Николаевна Белякова рассказывает, чем занимались уральские манси, как строили и перевозили чум, чем различались летний и зимний варианты чума, как манси использовали рыбий жир и из чего делали посуду.

Следите за обновлениями рубрики на YouTube!

#БезДистанции: коса хозяйки Медной горы из Полевского

«Коса Хозяйки Медной Горы». Исторический музей города Полевского

Удивительные по длине деревянистые наросты (до 10 метров!) подняли с глубины 310 метров шахтеры Гумешевского рудоуправления из одной из штолен Гумешевского медного рудника. Наросты сняли с крепежного леса, в качестве которого в шахте использовали, предположительно, сосновые бревна. По оценкам специалистов Геологического музея, эти наросты – ни то иное, как грибница.

Наросты передали в музей в 1979 году, в год 100-летия Павла Петровича Бажова. Столь поэтичное название («Коса Хозяйки Медной Горы») находка получила от того, что многие сказы Бажова связаны с историей Гумешек.

Гумешевский рудник – один из старейших медных рудников на Урале: известен с середины I века до н. э. С XVIII века здесь добывали медную руду, потому и называли рудник в народе «Медной горой». А еще отсюда родом знаменитый уральский малахит, изделия из которого поставляли к царскому двору. С Гумешками связаны самые известные сказы П. П. Бажова: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».

#БезДистанции: кольчуга из Сысерти

Кольчужная рубаха. Сысертский краеведческий музей

Одно из ключевых событий в уральской истории – крестьянское восстание, вспыхнувшее в 1773 году на Урале под предводительством донского казака Емельяна Пугачева. Сподвижники Пугачева пытались захватить Сысертский завод. В те годы он принадлежал промышленнику Алексею Турчанинову. Узнав о бунте, он подсуетился: укрепил заводские стены, ввел круглосуточные посты по всей заводской округе и организовал жесткую систему доносов, вооружил заводских людей ружьями, копьями, а для некоторых даже  изготовили кольчуги.

Кольчуги ковали из железных колец. Создание одной кольчуги занимало от полугода и более. Вес варьировался от 10 до 12 килограмм. Кольчуги различались для конных и пеших воинов. На пешего с боков могли делать небольшой разрез (для удобства при ходьбе), для всадника на кольчуге оставляли разрезы спереди и сзади (для посадки в седло). Иногда кольчугу плели более короткой сзади – опять же, в расчете на комфорт всадника.

Как вы думаете, сысертская кольчуга – на конного или пешего воина?

 

В фокусе. Японская фарфоровая ваза

Ваза. Япония. Вторая половина XIX века

Материалы: фарфор, полихромные глазуревидные красители, золото

Вазу можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год), а теперь она, как и предыдущие предметы, опубликованные в рубрике «В фокусе», после реставрации в музейных мастерских готовится к путешествию на выставку «Магия Востока» в Елабуге.

Автор видео – Никита Михненко

Онисим Клер. К 175-летию со дня рождения

14 февраля – 30 апреля 2020 года

Онисим Егорович Клер родился в Швейцарии 25 февраля (13 февраля) 1845 года. Семья жила в селении Корсель Невшательского кантона. От родителей Онисим унаследовал интерес к естествознанию и любовь к природе. Он вел наблюдения за периодическими явлениями природы, собирал гербарий, по каталогам определял растения. На выставке представлены книги из личной библиотеки Клера швейцарского периода.

В январе 1864-го молодой человек приехал в Россию в поисках места преподавателя французского языка. Недолгий период жизни Клера в Москве позволил ему познакомиться с профессорами Московского университета, установить связи с Московским обществом испытателей природы.

Важным для становления Клера был и период его жизни в Ярославле. Занятия ботаникой, фено- и метеонаблюдениями позволили войти в кружок местных натуралистов. Именно здесь в ноябре 1864 года молодой Онисим Егорович стал одним из основателей Общества для исследования Ярославской губернии.

Через три года он переехал в Екатеринбург, получив место преподавателя мужской гимназии. Итог его огромной работы по объединению уральских исследователей – создание 29 декабря 1870 года (10 января 1871-го по новому стилю) УОЛЕ, Музея и Библиотеки. Организованное по инициативе Клера и его единомышленников Уральское общество любителей естествознания превратилось в одну из наиболее мощных и эффективных общественных организаций на Урале. УОЛЕ инициировало проведение в Екатеринбурге в 1887 году Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.

Научные интересы самого Клера чрезвычайно разнообразны. На выставке вы познакомитесь с разными гранями его научных изысканий. Ботаника и геология, метеорология и фенология, археология и этнография занимали этого неугомонного исследователя. Вы увидите гербарные листы и археологические предметы, собранные Клером, его научные исследования, опубликованные в «Записках Уральского общества любителей естествознания» и отдельными оттисками.

Благодаря воплощению в жизнь идеи Клера о научном обмене изданиями с ведущими российскими и иностранными учеными музей скомплектовал большую научную библиотеку, включающую более 4000 периодических научных изданий на иностранных языках. Онисим Клер был членом более 20 русских и зарубежных научных обществ, о чем свидетельствуют документы из собрания Государственного архива Свердловской области.

Увлечение исследовательской работой, изучением природы края Онисим Егорович передал и его детям. На выставке представлены гербарные листы, собранные Клером и его дочерью Христиной; личные вещи геолога, палеонтолога, гидрогеолога и краеведа Модеста Онисимовича Клера, фотографии из семьи Владимира Онисимовича Клера – биолога, инициатора создания Свердловского зоопарка, основателя кафедры гистологии Свердловского медицинского института.

Заслуги Онисима Егоровича Клера оценили еще при жизни: он награжден российскими орденами Св. Владимира 4-й степени, Св. Станислава 2 и 3-й ст., Св. Анны 2 и 3-й ст., медалью в память Императора Александра III, а также шведским орденом Полярной звезды и французским орденом «Академические пальмы», который Клер получил в конце 1890-х, как офицер народного просвещения.

С января 2018 года Свердловский областной краеведческий музей носит имя Онисима Егоровича Клера.

Выставку подготовили Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Государственным архивом Свердловском области и известным уральским филокартистом Сергеем Владимировичем Кашанским

В фокусе. Японская полоскательная чашка

Полоскательная чашка из чайного сервиза. 

Материалы: керамическая масса, полихромные глазуревидные красители, золото

Чашка изготовлена во второй половине XIX века в японском княжестве Сацума и относится к образцам знаменитой на весь мир сацумской керамики. На дне чаши на черном фоне нанесено золотом надглазурное клеймо, воспроизводящее герб княжества Сацума (дома Симадзу) и 15 иероглифов. «Дай Ниппон коку. Тоё бисуцу. Сацума кан. Тосин сэнхо» («Великое японское государство. Японское изящное искусство. Сацумское княжество. Изделие традиционных форм»).

Чашку можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год)

Автор видео – Никита Михненко

В фокусе. Фарфоровая ваза

Японская фарфоровая ваза. 

Материалы: фарфор, полихромные глазуревидные красители, золото

Ваза изготовлена во второй половине XIX века в японском княжестве Сацума и относится к образцам всемирно известной сацумской керамики. На дне вазы нанесено фабричное золотое клеймо.

Вазу можно было увидеть на выставке «Тонкое дело Востока» (Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл», 2016 год)

Автор видео – Никита Михненко

Лекция «Цена и уроки Победы»

25 февраля (вторник) 2020 года, 19:00

К 75-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне
Лекция начальника управления архивами Свердловской области, кандидата исторических наук А. А. Капустина

Великая Отечественная война, как один из самых героических и трагических моментов нашей истории, нередко становилась причиной общественных дискуссий, а порой и попыток подмены или искажения фактов. В современном, как никогда насыщенном информационном поле бывает трудно отличить правду от лжи; понять, какой же была настоящая цена нашей Победы. Поэтому в 2020 году, когда после Победы минуло 75 лет, особенно важными становятся не вызывающие сомнений свидетельства тех лет – исторические архивные документы.

Лекция Александра Капустина – редкая возможность узнать подлинные исторические факты «из первых рук», задать интересующий вас вопрос специалисту и ученому, для которого в архивах Свердловской области нет секретов.

Лекция «Давыдовы. Музы, изразцы и «Феи»

27 февраля (четверг) 2020 года, 18:30

Истории из жизни династии Давыдовых, полной драматических поворотов и неожиданных увлечений, вы услышите на очередной встрече из цикла «Купцы старого Екатеринбурга».

В жизни Петра Феофановича, самого яркого персонажа из трех поколений Давыдовых, сошлись гончарное наследие отца и триумф на оперной сцене, роскошный особняк на фешенебельной Архиерейской улице и азарт победы на конских бегах, трагическая гибель любимого сына и собственная судьба в тумане Гражданской войны…

Он блестяще сочетал амплуа преуспевающего бизнесмена, энергичного общественника, заядлого охотника, «неизменно любезного исполнителя» оперных арий и романсов, активиста музыкального кружка и вице-президента Общества охотников конского бега. Впрочем, отец и сыновья Петра Давыдова тоже оставили свой след в истории.

А пока владельцы срывали успех за успехом, их заводские «Феи» исправно выпускали клейменый давыдовский кирпич, печные и водопроводные трубы. Отменные «изразцы от Давыдовых» снискали славу по всей России. В Екатеринбурге они украшают легендарные дома Рязановых, Агафуровых, Железнова.

Эксклюзивный шанс!
Вы сможете приобрести книгу «Повседневная жизнь Екатеринбурга: очерки. Зимний сезон», вышедшую в сентябре, по льготной цене!

О лектории «Купцы старого Екатеринбурга»:

На волне популярности последних лет – истории успеха влиятельных бизнесменов, сильных мира сего и философия self-made man. Глянцевые журналы все чаще публикуют интервью с известными магнатами и 20-летними миллионерами, а мы взахлеб штудируем бизнес-литературу и you-tube каналы о саморазвитии.

А как складывались истории «богатых и знаменитых» и строился семейный бизнес 100–150 лет назад? В четвертом сезоне «Лектория в Доме Поклевских-Козелл» кандидат исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимир Микитюк расскажет о выдающихся купеческих династиях дореволюционного Екатеринбурга, а затем и об авторитетных горожанах самых разных профессий – от врачей до банкиров.

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (150 руб./взрослый, 100 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – экскурсия по выставке «Онисим Клер. К 175-летию со дня рождения» (при покупке билета на лекцию).
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-44-09.

Искусство шоколада

18 февраля – 26 апреля 2020 года

Впервые в Екатеринбурге – выставка шоколадных фигур

Концепция выставки – смотри, трогай, играй, фотографируйся, ощущай запах и пробуй на вкус — означает полное погружение в искусство шоколада, самого популярного в мире десерта. Вы увидите шоколадные экспонаты и композиции: Эйфелеву башню, белый рояль в натуральную величину, на котором можно поиграть, корону Российской Империи, животных, спортивные атрибуты, предметы обихода и даже обыденные инструменты для ремонта. Это первая выставка шоколадных фигур, где экспонаты можно трогать и изучать, играть с ними!

Кроме более 300 экспонатов, для гостей работают:

  • 3D-шоколадная фотозона
  • шоколадная игровая зона
  • шоколадные мастер-классы
  • по желанию – дегустация восьми сортов бельгийского шоколада высших сортов и мастер-класс по типу «Сделай сам» по раскрашиванию шоколадных фигурок!