Трагедия семьи… Трагедия Родины…

6 июня – 23 сентября 2018 года

Около 150 мемориальных вещей семьи Романовых из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск» (к 100-летию гибели Романовых)

У екатеринбуржцев и гостей города появится редкая для Урала возможность познакомиться с многочисленными свидетельствами частной жизни императорской семьи и великих князей Романовых во дворцах Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа и Павловска. Их будни и праздники, радость и горести, взаимоотношения с близкими и друзьями, занятия и интересы – в отражении живописи, мебели и фарфора из дворцового обихода, домашних акварелей и любительских фотографий великих князей и княжон, милых безделушек из личных покоев и бесценных подарков императору, императрице и их детям.

Среди них вы увидите прекрасно сохранившиеся детские туфельки великой княжны Ольги Николаевны, домашнее платье-капот последней императрицы, в котором ее заставали только самые близкие люди, два серебряных портсигара Николая II, один из них был у него в момент гибели в доме Ипатьева. Впервые будет представлен зрителю редкой красоты стяг с гербом Романовых, изготовленный к юбилейным торжествам 1913 года. Изумительную работу вышивальщиц очень высоко оценили сами царственные супруги. Из подарков к этим торжествам – и два уникальных кокошника, созданные для дочерей Николая II. А какой страшной трагедией повеет на нас от двух серебряных портсигаров

Впервые на Урале вы познакомитесь с многочисленными, прекрасно выполненными, подлинными снимками придворных фотографов. Очень трогательны портрет маленького цесаревича Алексея, заказанный его матерью для себя, или его фотография в драгоценной рамке, проделавшая большой путь с Александрой Федоровной из Царского Села сначала в Тобольск, затем в Екатеринбург, и хранящаяся теперь в Павловске.

Выставка подготовлена совместно с Государственным музеем-заповедником «Павловск» при участии Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».

По субботам в 13:00 – бесплатная экскурсия по выставке (для сборной группы)!

По билету на выставку «Трагедия семьи… Трагедия Родины…» вы также сможете увидеть выставку «Керчь – самый древний город России»!

Виталий Волович. Избранное

3 августа – 9 сентября 2018 года, открытие 3 августа (пятница) в 15:00

Графика из коллекции Екатеринбургской галереи современного искусства, посвященная 90-летию художника Виталия Воловича

Вы увидите оригиналы работ Виталия Воловича из серий «Эгмонт», «Ричард III» и «Саги» (собрание Екатеринбургской галереи современного искусства), а также экслибрисы художника из коллекции Семена Ваксмана, фотографии, рассказывающие о жизни и творчестве Мастера, сделанные его другом, коллегой-художником Сергеем Григорьевым.

О Виталии Воловиче:

Виталий Волович – мастер техники работы с тушью, акварелью, гуашью, темперой, мастер линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графики. Среди его наиболее известных работ – иллюстрации к «Слову о полку Игореве», «Ричарду III», «Роману о Тристане и Изольде», а также циклы картин «Цирк», «Женщины и монстры», «Средневековые мистерии».

Заслуженный художник РСФСР (1973), Народный художник России (2016), член-корреспондент (с 2012 года академик) Российской академии художеств. Почетный гражданин Екатеринбурга и Свердловской области. Участник более 50 выставок, в том числе персональных.

Картины Воловича находятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Екатеринбургской галерее современного искусства, а также в частных собраниях ценителей искусства из Германии, Франции, Испании, Израиля, США и других стран.

После официальной части вернисажа гостей ждут премьеры короткометражных фильмов «Волович о Неизвестном» и «Любимая эпоха Виталия Воловича». 

В любимой Ливадии…

20 июля – 3 октября 2018 года

Выставка представляет счастливые моменты пребывания семьи Николая II на отдыхе в крымском имении в 1900–1910-е годы. Более 50 подлинных предметов, прежде принадлежащих царской семье и украшавших личные комнаты Романовых в Ливадийском дворце, впервые покинули пределы Крыма вместе с архивными документами:

  • подлинные фотографии профессиональных мастеров и любительские снимки
  • акварели придворного художника Михая Зичи, запечатлевшие членов царской семьи и их окружение на фоне любимого дворца и крымской природы
  • акварельные эскизы, написанные с натуры в Ливадийском парке великими княжнами Ольгой и Татьяной
  • выполненные по высочайшему заказу акварели А. П. Шнайдера с изображением уголков парка с цветами
  • акварельный портрет императрицы Александры Федоровны с детьми работы Е. П. Самокиш-Судковской
  • оригинальные фото и графические портреты августейших особ из собственного собрания императорской семьи.

Вы увидите копии карандашных набросков, сделанных рукой императрицы Александры Федоровны, небольшую часть чудом сохранившихся книг с экслибрисами из библиотеки имения «Ливадия» на европейских языках по истории и экономике, художественную литературу, поэзию, детские сказки и учебники, предметы быта из Ливадийского дворца, некоторые личные вещи Романовых, которые прежде реквизировали либо передавали от одного владельца другому, а затем включили в собрание Ливадийского дворца-музея в 1990–2000-е годы.

Альбомы с фотографическими видами Крыма начала ХХ века и маршрутами высочайших путешествий в любимое место отдыха, в Ливадию, работы современных крымских художников, запечатлевших Ливадийский дворец, окружающие пейзажи и уголки цветущего ливадийского парка дают представление о пленительной красоте Южнобережья. В Крыму, в Ливадии царская семья была счастлива. Именно туда, в скромную повседневную жизнь, они так хотели вернуться в тяжелейшее для семьи время, в 1917 году.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Ливадийским дворцом-музеем

Горизонты успеха купцов Агафуровых

18 августа (суббота) 2018 года, 12:00

Городской квест в День города Екатеринбурга!

Стартуем в Музейном клубе «Дом Агафуровых» и передвигаемся по центру Екатеринбурга, по адресам, так или иначе связанным с деятельностью купцов Агафуровых!

Предлагаем два варианта: неспешный прогулочный и соревновательный. На неспешный прогулочный регистрируем как индивидуальных участников, так и группы, причем можно отправиться на прогулку на велосипедах. На соревновательный (на время) – только группы и только пешком (чтобы обеспечить равные возможности по перемещению).

Задания интеллектуального типа (по различным подсказкам необходимо догадаться и составить цифровой код, который указывает на следующий объект посещения, способов шифровки цифровых кодов несколько; в некоторых случаях будет необходимо сначала найти подсказки и только потом уже ими воспользоваться). Все участники получат карту объектов с цифровыми кодами (группа получит одну карту на всех).

Прогулочный квест необходимо завершить в Музейном клубе «Дом Агафуровых» до 17:00, соревновательный – там же до 15:00. По окончании квеста вас ждет чаепитие и небольшие призы!

Как принять участие в квесте?

  1. Выбрать вариант прохождения квеста: индивидуальный прогулочный, групповой прогулочный или групповой соревновательный.
  2. До 16 августа позвонить по номеру 8-922-202-32-58, назвать выбранный вариант квеста, свой контактный телефон (актуальный на время игры – обязательно!) и имя для включения в определенную группу WhatsApp или для рассылки индивидуальных сообщений (если квест индивидуальный) во время проведения квеста. Это необходимо для того, чтобы осуществлять рассылку подсказок к заданиям по WhatsApp.
  3. Прийти 18 августа в 12:00 к месту старта (ул. Сакко и Ванцетти, 28), оплатить участие в квесте (300 рублей/индивидуально, для группы до 5 человек – 600 рублей с группы).

При большом количестве участников мы можем закрыть прием заявок раньше, до 16 августа!

Дом Ипатьева

16 июля – 23 сентября 2018 года

Выставка одной картины Олега Бернгарда «Дом Ипатьева»

Кто мог предугадать, что дом, бывший до революции просто домом инженера Ипатьева, войдет в творческую судьбу известного уральского художника, который в детстве жил по соседству. Первый раз это случилось в 1930-х, когда в здании создавали антирелигиозный музей. Молодому Олегу Бернгарду доверили его оформление. «Виной» появления целой серии картин с изображением известного здания стал один из мартовских дней. В лучах весеннего солнца художник вдруг по-новому увидел дом, знакомый настолько, что его уже не замечаешь. Еще неодетые тополя расписали стены причудливыми узорами. Солнечные лучи заиграли в стеклах окон, осевшем снеге.

Пейзаж, выставленный на очередном вернисаже, не остался незамеченным. Его приобрел известный итальянский коллекционер Марко Датрино для галереи русского советского искусства, которую он создал в своем замке XII века. Заинтересовал пейзаж и екатеринбургских коллекционеров, попросивших сделать для них повторение. Каждый раз подходя к мольберту, Олег Бернгард размышлял, что в жизни всегда сочетается трагическое и вечное. Даже место, где совершилось одно из самых кровавых событий русской истории, может быть прекрасно.

Об Олеге Эдгардовиче Бернгарде:

Родился в 1909 году в Мюнхене в семье польской пианистки Ванды Тшаска и художника из Санкт-Петербурга Эдгарда Бернгарда. После революции 1917 года семья переехала в Екатеринбург, где он учился живописи у Леонарда Туржанского. Дружил с Иваном Слюсаревым.

В 1930-е годы по проектам Олега Бернгарда перестроено здание для Уральского геологического музея, оформлен свердловский «Пассаж». Участвовал в создании Нижнетагильского музея изобразительных искусств и художественного фонда, сотрудничал с Нижнетагильским краеведческим музеем, оформлял спектакли в драматическом и кукольном театрах.

Преподавал в Уральском художественно-промышленном училище. Один из основателей традиции художественного образования второй половины ХХ века на Урале. Воспитал многих известных уральских живописцев и художников-преподавателей середины прошлого века: В. Мухаркина (Нижний Тагил), И. Болотских (Челябинск), А. Плохих (Катайск), Т. Коваленко (Пермь).

Произведения Олега Эдгардовича представлены в коллекциях художественных музеев Екатеринбурга, Уфы, Нижнего Тагила, в музеях и частных собраниях Англии, Франции, Италии, Чехии, Канады, Австрии, Германии, США.

Дом Ипатьева в почтовых открытках

18 июля – 2 сентября 2018 года

Иллюстрированные открытки с видами дома инженера Ипатьева, изданные в Екатеринбурге – Свердловске – Екатеринбурге, из коллекции Сергея Владимировича Кашанского

До трагических событий 1918 года здание дома Ипатьева ничем не выделялось и редко попадало на открытки. На дореволюционных иллюстрированных почтовых карточках с видами города дом Ипатьева запечатлен только на единичных обзорных панорамных открытках екатеринбургских фотографов В. Л. Метенкова, Н. Н. Веденского и московского предпринимателя А. С. Суворина.

В 1927 году В. Ф. Куренщиков первым выпустил открытки, на которых крупным планом изображен «дом особого назначения». Часто их сопровождали надписи: «Свердловск, Дом б. Ипатьева, где был заключен и расстрелян Николай II и его семья», «Свердловск, Музей революции, где была расстреляна семья Романовых», «Свердловск, Дом, где в 1918 г. казнены Романовы»… Факта расстрела Романовых никто не скрывал. Постепенно тема убийства российского императора Николая II и членов его семьи попала под негласный запрет. О событиях 1918 года старались не упоминать, поэтому в СССР примерно с середины 1930-х годов и до 1990-х официально ни одной открытки с видом дома инженера Ипатьева не было издано.

Несколько сентябрьских дней 1977 года продолжался снос дома. Несмотря на запрет, отдельные моменты этого слома запечатлел краевед В. В. Шитов. Впоследствии эти снимки были частично опубликовали как отдельными открытками, так и в составе наборов.

Единственное полулегальное малотиражное издание открыток с видом дома инженера Ипатьева со старых негативов предпринял в конце 1970-х годов известный екатеринбургский филокартист А. Д. Шацкий под впечатлением от сноса дома. И только в последнее десятилетие XX века вновь стали переиздавать старые и печатать новые иллюстрированные открытки с видом «последнего дворца последнего царя».

Видеорепортаж телекомпании «Областное телевидение»: В Свердловском областном краеведческом музее открылась выставка фотографий времен Николая II

Легенда Урала

7 июля – 16 сентября 2018 года

Выставка к 75-летию Уральского государственного академического русского народного хора

Вы увидите более 120 фотографий и редких архивных документов, афиш, личных писем, коллекцию первых сценических костюмов Уральского народного хора и редкие музыкальные инструменты, сохранившиеся с первых концертов хора (например, уникальную гармонь работы братьев Потехиных).

История Уральского государственного академического русского народного хора началась в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны.

В 2016 году Уральский хор представлял Россию на Всемирном фестивале культур в Нью-Дели (Индия), в 2017-м выступал во Вьетнаме на праздновании Дня России. В январе 2018 года артистов пригласили в Париж для участия в презентации заявки Российской Федерации на проведение «ЭКСПО-2025». Коллектив успешно гастролирует по городам Сибири, юга России и Поволжья, Башкирии.

В основу репертуаре хора – уральские народные песни: лирические, свадебные, хороводные, игровые, шуточные, плясовые. Значительно число и авторских песен, написанных в фольклорной манере. Коллектив исполняет произведения композиторов Родыгина, Шутова, Лаптева, Гибалина, Топоркова, Щекалева, поэтов Сорокина, Радкевича, Тарабукина.

Коллектив остается верен вокальным традициям: мягкой лирической манере пения, небольшому диапазону, специфическому уральскому диалекту, слитности и чистоте. Их дополняют яркие и завораживающие движения народного танца, превращающие песенные номера в маленькие спектакли.

В 2017 году Уральский хор возглавил Николай Зайцев – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, ранее работавший в составе Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого.

Выставку подготовил Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера совместно с Уральским центром народного искусства.

Керчь – самый древний город России

20 июня – 3 октября 2018 года

Древняя история и археологические памятники античной эпохи и раннего средневековья, найденные на Керченском полуострове (Республика Крым)

Крым известен как археологическая сокровищница многих культур и народов разных эпох, античного и кочевнического миров, Востока и Запада. Одно из самых известных музейных собраний античных памятников – коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В его фондах более 200 тысяч предметов – в основном археологические находки, рассказывающие о Боспорском царстве – самом раннем государственном образовании, существовавшем на территории современной России.

Памятники, связанные с тысячелетней историей Боспорского царства, сохранилась в Государственном Эрмитаже и Государственном Историческом музее, Лувре и Британском музее. Наряду с ними Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник хранит лапидарную коллекцию, коллекции археологической керамики, керамических клейм, терракот, светильников, изделий из кости, металла. Эти артефакты вы увидите на выставке в доме Поклевских-Козелл!

Выставка подготовили Свердловский областной краеведческий музей и Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник (г. Керчь) при участии Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

По билету на выставку «Керчь – самый древний город России» вы также сможете увидеть выставку «Трагедия семьи… Трагедия Родины…»!

СМИ о выставке:

Эта история началась с письма в витрине Свердловского краеведческого музея. Документ — один из экспонатов выставки из музея Керчи. Написан по-итальянски, выцветшими чернилами на бланке с изображением Музея естественной истории на берегу реки Арно. Казалось, где Крым, а где Рим: что письму из Флоренции делать в Екатеринбурге на выставке из Керчи? 

Понадобилось полноценное журналистское расследование, чтобы узнать неизвестные подробности жизни уральских олигархов Демидовых и обнаружить во Флоренции малахит родом из Нижнего Тагила.

«Свердловский краеведческий музей представил новый выставочный проект «Керчь — древнейший город России», уникальный по многим параметрам. Впервые на не избалованном памятниками античности Урале показывают экспонаты из музея республики Крым, а именно, из Керченского музея-заповедника, которые по дороге к Екатеринбургу пересекли море по новому Крымскому мосту.
— Керченский мост, несомненно, привлечет большее внимание к археологии Северного Причерноморья, — считает профессор Алла Романчук, которая руководила Херсонесской археологической экспедицией уральского университета. — Археология имеет громадное значение, которое сказывается не только на сегодняшнем дне, но и на завтрашнем и далеком будущем.

Выставка крымских древностей на Урале задумывалась давно. Два года назад керченские музейщики впервые приехали в Екатеринбург, договорились о сотрудничестве, после в Керчи выставлялся художественный металл Урала из коллекции краеведческого музея, на фестивале в Керчи выступали уральские музыканты, и наконец-то в Екатеринбург привезли экспонаты из одного из самых известных собраний античных памятников — керамику, фрагменты статуй и строений, барельефы из импортного, с Лемноса, мрамора и известняка. На надгробиях можно рассмотреть, например, вооружение пантикапейских всадников, как они ездили верхом без штанов и стремян, посочувствовать горю отца, потерявшего сына или задуматься о преступлении, совершенном две тысячи лет назад. Единственной уликой остались стихи на надгробном памятнике Феодора: «Пусть моих убийц постигнет та же судьба, а родители, похоронившие меня, да наслаждаются жизнью».

— Мы «состарили» Россию на семьсот лет, — утверждает гендиректор Керченского музея-заповедника Татьяна Умрихина. — Ученый совет Института археологии РАН признал, что город Пантикапей (современная Керчь) основан в 610-690 годах до нашей эры, — таких дат в истории нашей страны не было. Керчь не только самый древний российский город, но и столица первого на территории страны Боспорского государства.

До 2014 года самым древним городом России считался Дербент в Дагестане, которому в этом году исполняется всего-то 2003 года.

— Пантикапей знаком каждому из нас по фотографиям в учебниках истории древнего мира. И сейчас у нас есть возможность видеть и воспринимать античность здесь, на Урале. Вероятно, многим пришедшим сюда захочется поехать в Керчь, это место вполне может стать туристической Меккой, — предположил на открытии выставки свердловский вице-губернатор Павел Креков — «двигатель и инициатор музейного сотрудничества», как его представила директор краеведческого музея Наталья Ветрова. — Я только что вернулся из Крыма, где меня впечатлило объявление на дверях Керченского музея, появившееся после открытия Крымского моста: «Музей отменяет выходные из-за резкого увеличения количества туристов».

Вклад свердловского музея в экспозицию — иллюстрации из книги Демидова, первого князя Сан-Донато, которые раскрывают один из аспектов исторических связей Крыма с Уралом. В 1837 году владелец уральских заводов Анатолий Демидов выехал из Парижа в Крымскую экспедицию. «Какая-то неодолимая потребность влекла меня к изучению стран, столь долго невозделанных и варварских», — признается олигарх на французском языке (русским он не владел) в предисловии к книге «Путешествие в Южную Россию» — своего рода отчете об экспедиции, изданном в четырех томах с прекрасными иллюстрациями за полмиллиона франков. Финансирование как издания, так и международной экспедиции обеспечил доход с демидовских заводов в Нижнем Тагиле, Невьянске, Каслях и Кыштыме.

Добравшись до Крыма, Демидов нашел Керчь «очень похожей на европейский город, который содержится в чрезмерной чистоте», а местный музей — превосходным: «Один из богатейших и замечательнейших музеев, какие мы когда-либо видали. Не исчислить надгробных камней всех времен, которые хранятся в этом прекрасном музее», — хотя мастерство античных скульпторов покритиковал: «Фигуры выделаны не очень бойко», — и предположил, что греки, закладывая Пантикапей, прислали в колонию не настоящих мастеров, а только учеников.

Два хвоста — две руки

К сожалению, в Екатеринбург не привезли самый выдающийся, по мнению специалистов, экспонат Керченского музея — античные солнечные часы в рабочем состоянии. Зато на Урал приехала, в частности, мраморная змееногая богиня.

Древнегреческий историк Геродот описывал ее как «некое существо смешанной породы». Согласно «отцу истории», полудева-полузмея (с женской верхней частью туловища и змеиной — нижней) подстерегла случайно заблудившегося в Причерноморье Геракла, принудила героя к любовной связи и родила трех сыновей — Геракловичей, из которых младший — стал родоначальником скифов. Позже, в европейском средневековом фольклоре таких хвостатых существ называли Мелюзинами или двухвостыми сиренами, или русалками и считали вводящими во грех речными духами женского рода.

В Пантикапее архитектурные украшения в виде мелюзин украшали крышу святилища, и одну такую привезли в Екатеринбург. Ее родная «сестра» значительно лучшей сохранности сейчас арестована судом Амстердама и с 2014 года находится на ответственном хранении в амстердамском музее Алларда Пирсона. Ее вместе с «золотом скифов» в 2013-м отправили в Германию и Голландию на выставку «Крым: золото и секреты Черного моря». После присоединения полуострова украинские власти потребовали вернуть 565 экспонатов из крымских музеев в Украину, музеи настаивают на возвращении коллекции в свои фонды. Два года назад окружной суд Амстердама вынес решение в пользу украинской стороны, которое Россия обжаловала. Апелляция еще не рассматривалась. По сообщению амстердамского музея, временное хранение экспонатов уже обошлось в 111 тысяч евро.

Список кораблей в деталях

«Родственники» другого экспоната («дороже золота», — говорит о нем профессор и академик Алла Романчук) хранятся в Петербурге. На раскопках помещения в Нимфее, под Керчью в 1982 году экспедиция Эрмитажа открыла несколько тысяч осыпавшихся фрагментов штукатурки с процарапанными рисунками кораблей, всадников, собак и с надписями на греческом. Самые крупные фрагменты остались в музее Керчи, а мелкие — увезли в город на Неве. Двенадцать лет реставраторы Эрмитажа кропотливо собирали этот «пазл» и только в 2009-м открыли новую экспозицию с двумя восстановленными стенами. Наиболее интригующим стало составленное из кусочков метровое изображение корабля с надписью на носу «Исида».

По названию и конструкции судна ученые предположили, что это могло быть изображение дипломатического визита — делегации из Египта Птолемеев к боспорскому царю Перисаду II, нанесенное на стены святилища морских богов. По другим версиям, корабль приплыл из Македонии или с Родоса. Научные споры все еще продолжаются, но многие считают, что в Нимфее раскопали не святилище, а что-то вроде матросского клуба, стены которого моряки украшали в меру своих сил и способностей. Два фрагмента стен этого самого «клуба», исчерканных 1700 лет назад, и привезли в Екатеринбурге.

Флорентийский след

Любопытный документ, связанный с научной деятельностью Анатолия Демидова, предоставил на выставку Нижне-Тагильский музей-заповедник. Это письмо на бланке Флорентийского музея науки: в 1844 году его директор Винченцо Антинори просит князя собрать для музея коллекцию уральских минералов.

— После издания книги, выдержавшей несколько изданий на семи языках, научная деятельность Анатолия Николаевича была широко известна. И вслед за Крымской экспедицией он собирался в экспедицию по Сибири, — рассказала «РГ» главный специалист Нижне-Тагильского музея Светлана Клат. — Все подготовительные работы были уже проведены, наметили срок — 1852 год, в Тагил выехал небольшой французский «десант». Но экспедиция не состоялась, Анатолия Николаевича подвело здоровье (подагра да и зрение ухудшилось).

Для исполнения письмо переслали в тагильскую контору. И, как выяснилось, в том же 1844-м минералы с Урала стремительно отправили во Флоренцию, 45 образцов с Урала фигурируют в каталоге музея 1844 года. Дар Демидова и сейчас выставляется в музее на берегу Арно: уральские турмалины, изумруды и малахит, платиновые и золотые самородки, один из которых из музея украли (в документах флорентийского музея печально отмечено, что «в январе 1867 был в витрине, а в ноябре того же года найден не был»).»

День пенсионера в СОКМ

25, 29 августа, 12, 19, 26 сентября 2018 года

  • Дни открытых дверей для пенсионеров в музеях 

В рамках программы «Музей – людям серебряного возраста» приглашаем посетить площадки Свердловского областного краеведческого музея в Екатеринбурге и Свердловской области в Дни открытых дверей. При предъявлении пенсионного удостоверения пенсионеры смогут бесплатно познакомиться с постоянными экспозициями (фондовыми коллекциями) музеев и побывать на бесплатных экскурсиях по фондовым экспозициям музеев в 12:00.

1. Музей истории и археологии Урала (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10):

— экспозиция «Древняя история народов Урала»;
— экспозиция «Горный мир. На путях в Сибирь».

2. Музей природы Урала (г. Екатеринбург, ул. Горького, 4)

3. Музей радио им. А. С. Попова (г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 9/11)

4. Художественный музей Эрнста Неизвестного (г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14)

5. Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл» (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46):

— экспозиция «Дары и дарители: так создавался музей»;
— интерьерная экспозиция «Особняк дворян Поклевских-Козелл».

6. Музейный клуб «Дом Агафуровых» (г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 28)

7. Дом-музей П. И. Чайковского (г. Алапаевск, ул. Ленина, 30)

8. Музей золота (г. Березовский, ул. Коммуны, 4)

9. Исторический музей города Полевского (г. Полевской, ул. Ильича, 93)

10. Пышминский музей истории земледелия и быта крестьян (пос. Пышма, ул. Комарова, 5)

11. Туринский дом-музей декабристов (г. Туринск, ул. Революции, 11)

12. Сысертский краеведческий музей (г. Сысерть, ул. Быкова, 56)

1 октября 2018 года, 12:00

Горячая линия по вопросам посещения музеев в Екатеринбурге:

+7 (343) 376-47-62 (отдел по работе с посетителями СОКМ), с 10:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья;

+ 7 (343) 312-00-06 (доб. 22) (Тухбатова Армина Кареновна, отдел музейной, библиотечной, культурно-досуговой деятельности и межведомственных программ Министерства культуры Свердловской области).

Белла Дижур: письма издалека

10 – 30 июля 2018 года

Мини-выставка к 115-летию со дня рождения Беллы Абрамовны Дижур, матери скульптора Эрнста Неизвестного, талантливой поэтессы и автора целой библиотеки научно-познавательной литературы для детей.

Вы увидите эксклюзивные материалы из личного архива Надежды Анатольевны Капитоновой, подруги Беллы Дижур, Заслуженного работника культуры РФ, библиотекаря, журналиста и краеведа из Челябинска. В 2013 году она стала одним из авторов-составителей замечательной книги «Белла Дижур. Избранное», вышедшей к 110-летию со дня рождения писательницы в Оренбургском книжном издательстве имени Г. П. Донковцева.

Из материалов, которые Надежда Капитонова подарила музею, на выставке представлены письма и фотографии Беллы Дижур из Америки, публикации ее заметок о жизни в США и, конечно, стихи.

Листопад

10 – 17 июля 2018 года

Выставка-акция одной картины «Листопад»

Картина «Листопад» (2014) молодого петербургского художника Романа Абдуллина олицетворяет увядающую, уходящую пору, природу, прискорбно оплакивающую тело павшего солдата. «Я пропитан семейными историями моего деда о том нелегком времени. Это важно, поскольку со временем ценности утрачиваются. Народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего», – говорит сам автор. Отношение художника выказано особым пиететом, ведь он вырос в семье, в которой есть реальные участники тех далеких событий (как в тылу, так и на фронте).

В работе появляется связь между человеком и природой, атмосфера умиротворенной скорби, где нет пути назад, но есть продолжение жизни благодаря героизму солдата. Для зрителя он обезличен, неизвестен, потому что это в большей мере собирательный образ, позволяющий узнать в нем своего героя – Советского Воина, подвиг которого никогда не забудет мир. Работа сконцентрировала размышления и поиски художника, тянущиеся длинной и непрерывной нитью через все его произведения, посвященные теме Великой Отечественной войны, где мир подвига неисчерпаем.

О Романе Абдуллине:

Роман Абдуллин родился в 1991 году в городе Екатеринбурге. В 2007 году поступил на отделение графического дизайна Свердловского художественного училища им. И. Д. Шадра. С 2011 по 2017 годы молодой художник обучался на факультете живописи в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в мастерской монументальной живописи Народного художника России профессора А. К. Быстрова.

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ: 25 июня – 1 июля

Лету быть! Долгожданная жара все же пришла в Екатеринбург на ближайшую неделю, а значит, самое время гулять, любоваться ясным небом, розовыми закатами и наслаждаться каждой минутой летней неги. В пятницу гуляем на грандиозной Ночи музыки, а в субботу, если хватит сил, заглядывайте на новую выставку в Доме Поклевских-Козелл!

Ночь музыки: электроника в музее

Если вы считаете, что парадные интерьеры дворянского особняка и независимая электронная музыка Урала несовместимы, предлагаем сломать стереотипы и своими ушами услышать зубодробящий грув или советские синтезаторы под сводами лепных потолков! Дом Поклевских-Козелл – одна из сотни площадок Ural Music Night – 2018.

29 июня (пятница), 22:30–00:30МВЦ «Дом Поклевских-Козелл», г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Бесплатная экскурсия по выставке «Трагедия семьи… Трагедия Родины»

Бесценные предметы обихода из петербургских дворцов еще более красноречивы, когда знакомство с ними сопровождает знающий проводник. Все, что вы хотели знать о жизни и гибели императорской династии – самое время для волнующих вопросов и компетентных ответов.

30 июня (суббота), 13:00, МВЦ «Дом Поклевских-Козелл», г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46

Будьте в центре событий с нашей Афишей!