Лекция «Охотники конского бега»

25 октября (четверг) 2018 года, 18:30

Лекторий в Доме Поклевских-Козелл открывает третий сезон циклом встреч под общей темой «Клубная жизнь» старого Екатеринбурга»! На стартовой лекции расскажем об одном из первых и самом массовом спортивном «клубе» города – Обществе любителей конского бега.

Истории успеха «охотников конского бега» и их главного детища – Екатеринбургского ипподрома – позавидует любой современный маркетолог. Первое спортивное сооружение города, существовавшее с 1885-го вплоть до 1960 года, собирало на состязания владельцев лучших конюшен вплоть до Москвы и Петербурга и моментально превратилось в самое  модное и посещаемое место старого Екатеринбурга.

Каких прекрасных рысаков и скакунов держали уральские купцы-«олигархи» Агафуровы, часовщик Анцель Анцелевич и другие знаменитости? Как екатеринбуржцы умудрялись разбогатеть на рысистых бегах и кого ласково прозвали «тотошкой»? Когда по соседству с лошадиными поклонниками прописались любители «стальных коней»? Почему в 1911 году именно с ипподрома поднялся в воздух самолет «Блерио»? Узнайте на лекции!

Эксклюзивный шанс!

Вы сможете первыми приобрести книгу Владимира Микитюка «Повседневная жизнь Екатеринбурга. Екатеринбургские «спорты», вышедшую в сентябре, по льготной цене и с автографом автора!

О лектории «Клубная жизнь» старого Екатеринбурга»:

Большой город – калейдоскоп неформальных объединений. На пике моды сегодня – группы любителей утренних пробежек по набережной и желающих научиться правильно плавать, «тусовки» в фитнес-центрах и разговорные языковые клубы, фанаты интеллектуальных квизов и творческие кружки в антикафе…

Горожане 100 – 150 лет назад не отставали от современных екатеринбуржцев! Их увлечения варьировались от правильной охоты до изящных искусств, от конных скачек до музыкальных спектаклей, от элитарных клубных вечеров до широкой благотворительности. И каждый селебрити эпохи состоял в паре-другой клубов по интересам!

В год, всколыхнувший уральскую столицу Чемпионатом мира по футболу, кандидат исторических наук, автор книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимир Микитюк познакомит слушателей с популярными любительскими объединениями дореволюционного Екатеринбурга – спортивными и не только!

  • Лекции проводятся 1 раз в месяц в 18:30, адресу ул. Малышева, 46 (вход с ул. Добролюбова).
  • Посещение лекции – по входному билету (150 руб./взрослый, 100 руб. студентам, школьникам и пенсионерам).
  • В 17:45 для посетителей лекции – бесплатная экскурсия по экспозиции «Особняк дворян Поклевских».
  • Дополнительная информация на сайте uolemuseum.ru и по тел. +7 (343) 376-43-06.

Мир анимации Сергея Айнутдинова

26 октября (пятница) 2018 года, 15:00

Творческая встреча с режиссером, сценаристом и художником анимационного кино, председателем Свердловского регионального отделения Союза художников России 

Сергей Сагитович (ко всем перечисленным регалиям – еще и член Правления Клуба друзей Художественного музея Эрнста Неизвестного) в преддверии Международного дня анимации (отмечается 28 октября) расскажет об особенностях жанра, методах работы с изображениями, поделится секретами режиссерского мастерства.

На предыдущей творческой встрече в ХМЭН Сергей Айнутдинов уже рассказывал о детской анимации. А ближайший разговор рассчитан на взрослого зрителя. Посмотрим и обсудим мультфильмы, созданные в период с 1989 по 2010 годы: «Фру», «Аменция», «Айнудизм», «Шаг в сторону», «Три желания», «Записки аниматора».

Мир образов Дениса Гардари

17 октября – 18 ноября 2018 года, открытие 17 октября (среда) в 18:00

Денис Гардари – художник, дизайнер, искусствовед. Работает в жанрах монументальной живописи, графики и художественного стекла. В 2015 году номинирован на Международную премию Murano для лучших художников по стеклу. Читает лекции по истории и философии искусства. Автор исследований в области теории и практики культуры.

Творчество автора – многообразие идей и материалов, воплощенных в рельефах, сложных цветовых и многофактурных композициях-картинах на разные темы: из мифологии, сказок, литературы. Вы увидите произведения Дениса в технике стекольного фьюзинга (многослойное спекание с применением декоративных и драгоценных материалов) и работы в смешанных техниках: уголь, мел, акрил, мастика, керамика, коллаж.

Красные книги

5 — 31 октября 2018 года

5 октября 1948 года учрежден Международный союз охраны природы (МСОП), имеющий статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) — международная некоммерческая организация, которая освещает проблемы сохранения биоразнообразия планеты и проводит конгрессы в разных странах. Списки видов, нуждающихся в особой охране, в виде международной Красной книги «Дикая природа в опасности» именно эта организация выпустила впервые в 1969 году.

На выставке вы увидите 15 различных Красных книг: МСОП, СССР, России и региональные издания, в том числе Свердловской области.

Висимский пленэр

10 октября – 4 ноября 2018 года

Творческие работы российских художников, созданные на территории Висимского биосферного заповедника 

Художники из разных городов России участвовали в Международном арт-фестивале «Со-Творение». Они приехали в Висимский заповедник, чтобы запечатлеть суровую красоту уральской тайги на своих полотнах, а затем передали некоторые работы в дар заповеднику.

 

 

Литературные открытия Бориса Вайсберга

25 октября (четверг) 2018 года, 15:00

Встреча с писателем Борисом Вайсбергом

Многолетний редактор газеты «Штерн», член Союза писателей России, лауреат Бажовской премии и автор более 60 книг расскажет, чем отличается настоящий поэт от эпигона и как распознать и раскрыть в авторе одаренность. В кругу писателей, поэтов, публицистов поговорим о природе таланта и вспомним вехи развития уральской литературы второй половины XX века.

В этом году Борис Вайсберг отмечает 85-летие, 60 лет творчества и 40-летие членства в Союзе писателей. Борис Семенович родился на Украине и пережил в детстве эвакуацию, юность провел в Казахстане. Там его учителем литературы стал один из основоположников детского книгоиздания в СССР Генрих Леопольдович Эйхлер, лично знакомый с Максимом Горьким, Аркадием Гайдаром, Константином Паустовским.

Позже Вайсберг с родителями перебрался в Свердловск, учился в Москве, путешествовал, вернулся в родной город, где работал инженером, параллельно занимаясь творчеством. Писал заметки, очерки, эссе, составлял сборники. Среди его работ  – стихотворения в прозе «Первый трофей», «Новая сказка про деда и бабку», рассказы «Комплект внуков», «Монологи». С начала 1990-х Борис Семенович издавал газету «Штерн», где публиковал произведения начинающих и признанных литераторов: Марка Луцкого, Арсена Титова, Виктора Савицкого…

О проекте «Творческие четверги в Художественном музее Эрнста Неизвестного»:

Еженедельно по четвергам на небольшой площадке Художественного музея Эрнста Неизвестного выступают театральные и музыкальные (вокальные, духовые, фольклорные, эстрадные, эстрадно-джазовые и пр.) коллективы вузов и училищ Екатеринбурга, проходят кинопоказы и авторские встречи с деятелями культуры Урала.

39 фотографий

10 октября – 11 ноября 2018 года

К 70-летию легендарного уральского фотографа Николая Боченина

«Смысл фотографии в попытке познать себя» – так считает Николай Боченин. По его мнению, не только автор познает себя через фотографию, но и зритель. Боченин придерживается одного из постулатов восточной эстетики – идеи равноценной гениальности творца и зрителя (читателя или слушателя). Осмысляя произведение одного человека, другой создает его заново в своем сознании, улавливая лишь намек на основную мысль. Именно такой еле видимый намек фотограф вкладывает в свои работы.

Становление Николая Боченина как фотографа началось в школьные годы, когда он пробовал снимать отцовским фотоаппаратом «Искра». Первое судьбоносное знакомство жизнь преподнесла, когда он устроился работать в космо-аэрологическую партию. Его напарником стал опытный фотограф Владислав Чесноков, который и подтолкнул Николая к решению стать профессионалом. Боченин окончил факультет фотографии Заочного Народного Университета Культуры им. Крупской (преподаватель Эдуард Гладков) и начал работать штатным фотографом на Свердловском шинном заводе, где познакомился с художником Николаем Федореевым. Именно его, как и другого художника-концептуалиста Владимира Жукова, Николай Боченин называет своими идейными вдохновителями. С технической же стороны на его творчество повлияли уже упомянутый Владислав Чесноков и фотограф Михаил Задорожный.

Предпочтение черно-белым снимкам фотограф объясняет: «В черно-белой фотографии есть какая-то трагедия, есть конфликт, когда встречаются свет и тень. Цвет этого не дает».

Художественная фотография должна быть наполнена энергией переживания автора, только так она сможет тронуть зрителя, «сдвинуть его с мертвой точки», «заразить авторской бедой», то есть убедить. Слова эти однокоренные, и автор тонко подметил их родство. Интерес к этимологии слова у Николая Боченина проявился давно и тесно переплелся с его фототворчеством. Каждый снимок, по его мнению, – тоже своеобразное высказывание. Оно заставляет зрителя не только присмотреться, но и прислушаться к тому, как это высказывание отзывается у него в душе, какие вопросы вызывает.

О Николае Боченине:

Николай Боченин родился в 1948 году в Финстервальде (Германия) в семье военного летчика. С 1979 года начал выставлять свои работы. Его персональные выставки – «Опыт эстетизации обыденного» (Екатеринбург, Музей Молодежи, 1997), «Семиотика времени» (Музей Молодежи, 1999); «Тривиальности» (Ферентино, Италия, 2000)… Николай Юрьевич – член Союза фотохудожников России.

Мелодии сквозь время

18 октября (четверг) 2018 года, 15:00

По традиции, осенью в музее слушаем классику –  выступление учащихся Детской музыкальной школы № 2 им. М. И. Глинки.

Ребята исполнят произведения Баха, Брамса, Верачини, Глюка, Прокофьева, Хромушина, Тамарина, Сперанского: «Венгерский танец», «Польку», «Пушкинский вальс», «Ларго», «Рондо»… Прозвучат фантазии по народным мотивам, на песню «Тонкая рябина». Около 10 композиций юные музыканты претворят в жизнь на скрипке, фортепиано и баяне.

О проекте «Творческие четверги в Художественном музее Эрнста Неизвестного»:

Еженедельно по четвергам на небольшой площадке Художественного музея Эрнста Неизвестного выступают театральные и музыкальные (вокальные, духовые, фольклорные, эстрадные, эстрадно-джазовые и пр.) коллективы вузов и училищ Екатеринбурга, проходят кинопоказы и авторские встречи с деятелями культуры Урала.

Елена Калугина. Чудо и тайна наива

4 – 14 октября 2018 года

В память об уральской художнице Елене Калугиной (1953 – 2018)

Творчество Елены Калугиной – часть творчества наивных художников – особого мира. В наиве удивляет чудо простоты. Таких художников ведет творческая интуиция, наитие. Чаще всего образы их рождаются двумя путями: либо внутренним видением – такое видение запечатлевает яркое, характерное и рождает язык лаконичный и обобщенный. О таком видении Ван Гог писал: «Люди полагают, что я выдумываю; это не правда – я припоминаю». В ином случае художниками движет желание запечатлеть особенно понравившееся, дорогое. Тогда творческая память их выписывает образ с любовным реализмом подробно, до мелочей. И в том, и в другом случае их образность свободнее, непосредственнее того, как если бы то же самое выразил профессионал.

Наивный художник пишет только то, что его волнует, интересует. Для него не существует никаких направлений. Погружение в творчество значит больше, чем результат. Оригинальность наивных художников рождается подсознательно. Они всегда не профессионалы, но зачастую – новаторы и первопроходцы.

Елена Калугина: «Со временем у меня появилась страсть к работе, а работала я всегда вопреки. Характер же работы все усложнялся. Воспринимая модель в жизни, на эмоциональном уровне, потом искала образ непосредственно на холсте, подключая свою интуицию, воображение и подсознание. Писала уже не просто, когда осенит, но когда созреет замысел. Потом замыслы стали тесниться в моей голове настолько, что я не успевала достаточно обдумать картину. И начала писать без памяти, как в лихорадке, рискуя порой испортить вещь. Постепенно страсти улеглись, появилась уверенность и спокойствие. Но никуда не делось чувство…».

Об Елене Калугиной:

Елена Калугина родилась 18 марта 1953 в поселке Бобровское Алапаевского района Свердловской области. С 1974 года жила и работала в Екатеринбурге. В 1990 году окончила факультет искусствоведения Уральского государственного университета имени А. М.Горького. Живописью занималась с 1980-го. Первый учитель и критик ее творчества – искусствовед Наталья Горбачева. Автор персональных выставок и групповой – с художником Ириной Власовой в Союзе творческих деятелей Екатеринбурга. Работы Елены Калугиной находятся в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, в галерее «Парарам» (Екатеринбург) и в частных коллекциях.

Именины Елизаветы

18 сентября (вторник) 2018 года, 13:00

Праздник тезоименитства Великой княгини Елизаветы Федоровны в традициях ее прижизненных праздниках, которые проходили в имении Ильинское в 1884 – 1904 годах

  • Литературно-музыкальная композиция «Белый ангел» (о жизни Елизаветы Федоровны)
  • Ярмарка изделий народных промыслов
  • Беспроигрышная Елизаветинская благотворительная лотерея (сбор средств на возведение памятника И. Д. Самойлову)
  • Парад цветов «Цветы – наши надежды»

О праздниках в Ильинском:

После свадьбы супруги уехали в село Ильинское, располагавшееся неподалеку от Москвы, где находилось имение великого князя Сергея Александровича. Великая княгиня Елизавета Федоровна хотела скорее овладеть русским языком, чтобы стать ближе к народу своей новой родины, которую она уже успела полюбить. Одним из занятий великокняжеской четы было чтение. Сергей Александрович читал вслух, а Елизавета Федоровна в это время вышивала или делала зарисовки пейзажей. В Ильинском великая княгиня обходила жилища окрестных крестьян, знакомясь с их жизнью, была поражена неприглядной картиной русской деревни. По просьбе супруги Сергей Александрович немедленно выписал опытную акушерку для постоянного обслуживания крестьянок этого округа. Позднее Великий князь построил в Ильинском небольшой роддом, в котором частенько совершалось крещение новорожденных, и восприемниками многих крестьянских младенцев становились Сергей Александрович и Елизавета Федоровна.

Едва начав замужнюю жизнь, полная счастья девятнадцатилетняя Елизавета сразу же начала творить дела милосердия. В день своих именин Елизавета Федоровна устроила угощение для крестьян. На зеленой лужайке были расставлены столы с закусками и печением, и тут Великая княгиня познакомилась с народным пением и плясками, которыми ее отблагодарили гости, и тогда она уже почувствовала, что сроднилась с русским народом, и ей захотелось навсегда остаться в Ильинском.

Празднование тезоименитства Елизаветы Федоровны в сентябре по обыкновению начиналось с церковной службы в местной церкви и Крестного хода. Затем во дворце Ильинского проходил прием поздравлений и обед. Далее следовал народный праздник, праздновали с размахом «всем деревенским миром». Оркестр играл польку, вальс.

Слово о полку Игореве в иллюстрациях Воловича В. М.

26 сентября (среда) 2018 года, 15:00

Музейно-образовательный проект «ХУДОЖНИК – ЧИТАТЕЛЬ»

Мастерская знаний «Слово о полку Игореве в иллюстрациях Воловича В. М.» (в рамках городского проекта «Читаем классику» и Всероссийского урока чтения)

20 августа 2018 года ушел из жизни Народный художник России, Почетный гражданин Екатеринбурга и Свердловской области Виталий Михайлович Волович. В память о Мастере коллектив Художественного музея Эрнста Неизвестного при поддержке Урало-Сибирской Федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО разработал мероприятие «Слово о полку Игореве в иллюстрациях Воловича В. М.». В мастерской знаний примут участие ученики, педагоги и родители екатеринбургской Гимназии №2, а также гости из Республики Саха.

Для якутских школьников в экспозиции музея Эрнста Неизвестного проведут экскурсию-диалог «Язык линий и форм». В практической части участники мастерской знаний погрузятся в мир образов и смыслов древнерусского текста и графических работ художника Виталия Воловича.

Мастерскую знаний проведут учителя-словесники Гимназии № 2 города Екатеринбурга.

Керчь – самый древний город России

20 июня – 21 октября 2018 года

Древняя история и археологические памятники античной эпохи и раннего средневековья, найденные на Керченском полуострове (Республика Крым)

Крым известен как археологическая сокровищница многих культур и народов разных эпох, античного и кочевнического миров, Востока и Запада. Одно из самых известных музейных собраний античных памятников – коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В его фондах более 200 тысяч предметов – в основном археологические находки, рассказывающие о Боспорском царстве – самом раннем государственном образовании, существовавшем на территории современной России.

Памятники, связанные с тысячелетней историей Боспорского царства, сохранилась в Государственном Эрмитаже и Государственном Историческом музее, Лувре и Британском музее. Наряду с ними Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник хранит лапидарную коллекцию, коллекции археологической керамики, керамических клейм, терракот, светильников, изделий из кости, металла. Эти артефакты вы увидите на выставке в доме Поклевских-Козелл!

Выставка подготовили Свердловский областной краеведческий музей и Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник (г. Керчь) при участии Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

По билету на выставку «Керчь – самый древний город России» вы также сможете увидеть выставку «Трагедия семьи… Трагедия Родины…»!

СМИ о выставке:

Эта история началась с письма в витрине Свердловского краеведческого музея. Документ — один из экспонатов выставки из музея Керчи. Написан по-итальянски, выцветшими чернилами на бланке с изображением Музея естественной истории на берегу реки Арно. Казалось, где Крым, а где Рим: что письму из Флоренции делать в Екатеринбурге на выставке из Керчи? 

Понадобилось полноценное журналистское расследование, чтобы узнать неизвестные подробности жизни уральских олигархов Демидовых и обнаружить во Флоренции малахит родом из Нижнего Тагила.

«Свердловский краеведческий музей представил новый выставочный проект «Керчь — древнейший город России», уникальный по многим параметрам. Впервые на не избалованном памятниками античности Урале показывают экспонаты из музея республики Крым, а именно, из Керченского музея-заповедника, которые по дороге к Екатеринбургу пересекли море по новому Крымскому мосту.
— Керченский мост, несомненно, привлечет большее внимание к археологии Северного Причерноморья, — считает профессор Алла Романчук, которая руководила Херсонесской археологической экспедицией уральского университета. — Археология имеет громадное значение, которое сказывается не только на сегодняшнем дне, но и на завтрашнем и далеком будущем.

Выставка крымских древностей на Урале задумывалась давно. Два года назад керченские музейщики впервые приехали в Екатеринбург, договорились о сотрудничестве, после в Керчи выставлялся художественный металл Урала из коллекции краеведческого музея, на фестивале в Керчи выступали уральские музыканты, и наконец-то в Екатеринбург привезли экспонаты из одного из самых известных собраний античных памятников — керамику, фрагменты статуй и строений, барельефы из импортного, с Лемноса, мрамора и известняка. На надгробиях можно рассмотреть, например, вооружение пантикапейских всадников, как они ездили верхом без штанов и стремян, посочувствовать горю отца, потерявшего сына или задуматься о преступлении, совершенном две тысячи лет назад. Единственной уликой остались стихи на надгробном памятнике Феодора: «Пусть моих убийц постигнет та же судьба, а родители, похоронившие меня, да наслаждаются жизнью».

— Мы «состарили» Россию на семьсот лет, — утверждает гендиректор Керченского музея-заповедника Татьяна Умрихина. — Ученый совет Института археологии РАН признал, что город Пантикапей (современная Керчь) основан в 610-690 годах до нашей эры, — таких дат в истории нашей страны не было. Керчь не только самый древний российский город, но и столица первого на территории страны Боспорского государства.

До 2014 года самым древним городом России считался Дербент в Дагестане, которому в этом году исполняется всего-то 2003 года.

— Пантикапей знаком каждому из нас по фотографиям в учебниках истории древнего мира. И сейчас у нас есть возможность видеть и воспринимать античность здесь, на Урале. Вероятно, многим пришедшим сюда захочется поехать в Керчь, это место вполне может стать туристической Меккой, — предположил на открытии выставки свердловский вице-губернатор Павел Креков — «двигатель и инициатор музейного сотрудничества», как его представила директор краеведческого музея Наталья Ветрова. — Я только что вернулся из Крыма, где меня впечатлило объявление на дверях Керченского музея, появившееся после открытия Крымского моста: «Музей отменяет выходные из-за резкого увеличения количества туристов».

Вклад свердловского музея в экспозицию — иллюстрации из книги Демидова, первого князя Сан-Донато, которые раскрывают один из аспектов исторических связей Крыма с Уралом. В 1837 году владелец уральских заводов Анатолий Демидов выехал из Парижа в Крымскую экспедицию. «Какая-то неодолимая потребность влекла меня к изучению стран, столь долго невозделанных и варварских», — признается олигарх на французском языке (русским он не владел) в предисловии к книге «Путешествие в Южную Россию» — своего рода отчете об экспедиции, изданном в четырех томах с прекрасными иллюстрациями за полмиллиона франков. Финансирование как издания, так и международной экспедиции обеспечил доход с демидовских заводов в Нижнем Тагиле, Невьянске, Каслях и Кыштыме.

Добравшись до Крыма, Демидов нашел Керчь «очень похожей на европейский город, который содержится в чрезмерной чистоте», а местный музей — превосходным: «Один из богатейших и замечательнейших музеев, какие мы когда-либо видали. Не исчислить надгробных камней всех времен, которые хранятся в этом прекрасном музее», — хотя мастерство античных скульпторов покритиковал: «Фигуры выделаны не очень бойко», — и предположил, что греки, закладывая Пантикапей, прислали в колонию не настоящих мастеров, а только учеников.

Два хвоста — две руки

К сожалению, в Екатеринбург не привезли самый выдающийся, по мнению специалистов, экспонат Керченского музея — античные солнечные часы в рабочем состоянии. Зато на Урал приехала, в частности, мраморная змееногая богиня.

Древнегреческий историк Геродот описывал ее как «некое существо смешанной породы». Согласно «отцу истории», полудева-полузмея (с женской верхней частью туловища и змеиной — нижней) подстерегла случайно заблудившегося в Причерноморье Геракла, принудила героя к любовной связи и родила трех сыновей — Геракловичей, из которых младший — стал родоначальником скифов. Позже, в европейском средневековом фольклоре таких хвостатых существ называли Мелюзинами или двухвостыми сиренами, или русалками и считали вводящими во грех речными духами женского рода.

В Пантикапее архитектурные украшения в виде мелюзин украшали крышу святилища, и одну такую привезли в Екатеринбург. Ее родная «сестра» значительно лучшей сохранности сейчас арестована судом Амстердама и с 2014 года находится на ответственном хранении в амстердамском музее Алларда Пирсона. Ее вместе с «золотом скифов» в 2013-м отправили в Германию и Голландию на выставку «Крым: золото и секреты Черного моря». После присоединения полуострова украинские власти потребовали вернуть 565 экспонатов из крымских музеев в Украину, музеи настаивают на возвращении коллекции в свои фонды. Два года назад окружной суд Амстердама вынес решение в пользу украинской стороны, которое Россия обжаловала. Апелляция еще не рассматривалась. По сообщению амстердамского музея, временное хранение экспонатов уже обошлось в 111 тысяч евро.

Список кораблей в деталях

«Родственники» другого экспоната («дороже золота», — говорит о нем профессор и академик Алла Романчук) хранятся в Петербурге. На раскопках помещения в Нимфее, под Керчью в 1982 году экспедиция Эрмитажа открыла несколько тысяч осыпавшихся фрагментов штукатурки с процарапанными рисунками кораблей, всадников, собак и с надписями на греческом. Самые крупные фрагменты остались в музее Керчи, а мелкие — увезли в город на Неве. Двенадцать лет реставраторы Эрмитажа кропотливо собирали этот «пазл» и только в 2009-м открыли новую экспозицию с двумя восстановленными стенами. Наиболее интригующим стало составленное из кусочков метровое изображение корабля с надписью на носу «Исида».

По названию и конструкции судна ученые предположили, что это могло быть изображение дипломатического визита — делегации из Египта Птолемеев к боспорскому царю Перисаду II, нанесенное на стены святилища морских богов. По другим версиям, корабль приплыл из Македонии или с Родоса. Научные споры все еще продолжаются, но многие считают, что в Нимфее раскопали не святилище, а что-то вроде матросского клуба, стены которого моряки украшали в меру своих сил и способностей. Два фрагмента стен этого самого «клуба», исчерканных 1700 лет назад, и привезли в Екатеринбурге.

Флорентийский след

Любопытный документ, связанный с научной деятельностью Анатолия Демидова, предоставил на выставку Нижне-Тагильский музей-заповедник. Это письмо на бланке Флорентийского музея науки: в 1844 году его директор Винченцо Антинори просит князя собрать для музея коллекцию уральских минералов.

— После издания книги, выдержавшей несколько изданий на семи языках, научная деятельность Анатолия Николаевича была широко известна. И вслед за Крымской экспедицией он собирался в экспедицию по Сибири, — рассказала «РГ» главный специалист Нижне-Тагильского музея Светлана Клат. — Все подготовительные работы были уже проведены, наметили срок — 1852 год, в Тагил выехал небольшой французский «десант». Но экспедиция не состоялась, Анатолия Николаевича подвело здоровье (подагра да и зрение ухудшилось).

Для исполнения письмо переслали в тагильскую контору. И, как выяснилось, в том же 1844-м минералы с Урала стремительно отправили во Флоренцию, 45 образцов с Урала фигурируют в каталоге музея 1844 года. Дар Демидова и сейчас выставляется в музее на берегу Арно: уральские турмалины, изумруды и малахит, платиновые и золотые самородки, один из которых из музея украли (в документах флорентийского музея печально отмечено, что «в январе 1867 был в витрине, а в ноябре того же года найден не был»).»